Большие данные в большой гражданской авиации: обзор мировых и российских трендов | ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Большие данные в большой гражданской авиации: обзор мировых и российских трендов | ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ Аналитика

Введение

Согласно прогнозу аналитиков, 67% компаний из аэрокосмической отрасли реализуют проекты на основе Big Data, ещё 10% планируют такие проекты. Что касается авиакомпаний, то здесь реализация проектов на февраль 2021 года заявлена у 44% компаний, а планы на такие проекты анонсировали 25%.

Это результаты исследования, которое провела в декабре 2021 года компания FlightGlobal относительно роли Big Data для аэрокосмических предприятий и авиакомпаний. Аналитики также выяснили мнение по поводу совместного использования данных по состоянию самолётов с производителями и компаниями, осуществляющими ремонт и техническое обслуживание (ТО)[1].

Приблизительно половина респондентов ответила, что их компании используют массивы данных о состоянии самолётов, что помогает им принимать более выверенные решения. В ближайшей перспективе доля таких компаний вырастет до 75%.

Совместное использование данных с OEM/MRO всё ещё остаётся проблематичным. Однако 38% авиакомпаний полагают, что такая модель может обеспечить им значительные бизнес-преимущества.

Согласно данным из опубликованного в мае 2021 года обзора компании Honeywell “Connected Aircraft”[2], 47% опрошенных авиакомпаний планируют потратить в целях подключения воздушных судов к Сети до 1 млн. долларов в течение следующего года на каждый самолёт, эксплуатируемый ими.

До февраля 2021 года при инвестировании авиакомпаниями в смежные к авиации технологии (connected technologies) речь шла, прежде всего, об обеспечении спутниковой связи и Wi-Fi. Теперь же компании готовы извлекать выгоду из тех данных, которые они могут получать путем использования оборудования непосредственно на борту самолётов.

Big data и другие сферы гражданской авиации

Технологии Big Data находят свое применение и в других сферах гражданской авиации.

Разработчики Spafax, провайдера развлекательных решений для авиакомпаний, создали в июне 2021 года базовые рабочие прототипы решений на базе искусственного интеллекта для их интеграции в бортовую развлекательную платформу с функциональной возможностью персонализации, которая используется рядом авиакомпаний, включая American Airlines, Lufthansa и SWISS[23].

Первое решение ― модель чат-бота, который приближен к человеческому общению. При этом для улучшения диалоговых возможностей было использовано приложение на базе машинного обучения под названием LUIS (Language Understanding Intelligence Service).

Кроме того, в чат-бот интегрированы когнитивные сервисы, в частности распознавание лиц. Благодаря этому клиенты авиакомпаний смогут запросить для просмотра на борту список фильмов, в которых играет определённый актёр. Для этого требуется только загрузить в приложение фотографию этого актёра.

Второе решение ― приложение на базе искусственного интеллекта для анализа видеоконтента с использованием машинного обучения. Платформа получила возможность выявлять определённые объекты, сценарии или контент с ограничениями по возрасту, что часто требуется в соответствии с требованиями авиакомпаний по контенту.

В апреле 2021 года компания FoxTripper впервые продемонстрировала программу с “перемещающейся картой”[24]. Программа предоставляет пассажирам информацию о тех местах, над которыми пролетает самолёт, и позволяет пассажирам осуществлять бронирования в пунктах назначения.

Другой интересный пример ― Gogo Air. Эта компания-разработчик информационно-развлекательной системы для пассажиров в полёте использует искусственный интеллект и машинное обучение для того, чтобы помочь авиакомпаниям повысить уровень оказываемых услуг[25].

Предоставляя развлекательный контент и Wi-Fi-доступ в полёте, Gogo Air собирает информацию о пассажирах, пользующихся этими сервисами. Затем эта информация подвергается обработке и анализу. В результате авиакомпании получают те данные, которые помогают им улучшить обслуживание клиентов и, зачастую, предложить своим пассажирам более таргетированные продукты.

Авиакомпании используют получаемые данные для персонализации сервисов на базе ситуационного контекста, например, адаптируя под клиента экраны информационно-развлекательных систем в самолёте в зависимости от длины полёта, используемых пассажиром устройств, пункта назначения.

Не остаются в стороне и технологии организации питания на борту. Так, в апреле 2021 года в Гамбурге компания Black Swan Data, разрабатывающая решения для анализа данных, заключила соглашение о сотрудничестве с gategroup[26].

Цель сотрудничества ― анализ данных пассажиров и трендов в социальных сетях для прогнозирования того, какое меню в самолёте выберут пассажиры. Пассажиры смогут заказывать и рассчитывать на получение своих любимых блюд уже после посадки. Пилотный проект двух компаний продемонстрировал неплохие результаты: Удалось сократить отходы по продуктам питания на 50% и повысить производительность на 15%.

В мае 2021 года компания ― разработчик в области решений для авиации SITA предложила систему отслеживания и управления багажом. Разработанная ею технология BagJourney позволяет управлять операциями с багажом всё большему
числу авиакомпаний[27].

Только за первые шесть месяцев 2021 года более 20 перевозчиков выбрали это решение. SITA BagJourney ― одно из основных решений, которое помогает авиационной отрасли выполнять резолюцию 753 IATA, в которой прописано требование по отслеживанию багажа на каждом этапе путешествия.

Решение SITA BagJourney используется каждый год для обработки сотен миллионов мест багажа. По данным пользователей, решение снижает число ошибок на 30%. BagJourney совместимо с различными аппаратными средствами, включая мобильные устройства для сканирования или стационарные приборы.

По словам BahamasAir, одного из пользователей решения, после его внедрения в течение 7 дней удалось осуществить процесс полного перехода на мобильные устройства для отслеживание всего багажа по двум наиболее загруженным в плане багажа направлениям ― Нассау и Майями.

По результатам шести месяцев количество жалоб на проблемы с багажом на наиболее загруженном направлении снизилось на 60%. Авиакомпания планирует внедрить решение на всех направлениях и рассчитывает, что до конца года она полностью будет соответствовать требованиям резолюции 753.

Применение big data для анализа и прогнозирования спроса на авиаперевозки

Юго-Восточная Азия может считаться достаточно сильным игроком в области предиктивной аналитики спроса на авиаперевозки.

Так, в декабре 2021 года авиакомпания Philippine Airlines выбрала решение компании PROS для оптимизации глобальной стратегии в области управления доходами (Global Revenue Strategies)[13]. Облачное решение PROS Origin &

Philippine Airlines является национальным авиаперевозчиком на Филиппинах. Самолёты компании на февраль 2021 года летают по 30 местным и 43 международным направлениям. Компания эксплуатирует 79 воздушных судов ― Boeing 777-300ER, Airbus A340, A330, A321, Bombardier Q400 и Q300.

Разработчик в области технологий для авиации Sabre Corporation, разработчик решений для мировой туристической отрасли, сообщил в ноябре 2021 года о подписании многолетнего соглашения, согласно которому авиакомпания Hong Kong Airlines получит Big Data-решение MIDT (Market Information Data Tapes)[14].

Данное решение представляет собой базу данных, обеспечивающую доступ к историческим и прогнозным (глубина до 11 месяцев) данным по бронированиям. Обладание этим продуктом позволяет авиакомпаниям анализировать влияние от мер в области формирования тарифов, маркетинговых программ.

Дополнительный анализ:  Аналитика (Analytics) - Документация Leeloo.ai - LEELOO.AI

Hong Kong Airlines рассчитывает использовать продукт при реализации планов по началу работы на рынке Северной Америки. Продукт позволяет формировать отчёты и обладает аналитическим функционалом, что даёт пользователю возможность выявлять оптимальные каналы для реализации маркетинговой стратегии.

Примеры сокращения расходов топлива и выбросов при переходе к технологиям big data

В 2021 году американская авиакомпания Southwest Airlines решила протестировать аналитическую платформу, которая позволяла сократить вторую по величине статью затрат ― расходы на топливо, составляющие от 4 до 6 млрд. долларов ежегодно[10].

Изначально прогнозирование затрат на топливо в Southwest Airlines осуществлялось на базе информации из нескольких систем, включая Ariba, среду управления расходом топлива Allegro, а также из собственного корпоративного хранилища исторических данных компании.

Все эти данные сводились затем в одну громоздкую таблицу. Специалисты ежемесячно генерировали 1.200 прогнозов потребности в топливе. Финансовый аналитик тратил в месяц три дня работы на составление этих прогнозов, которые, кроме того, не отвечали требованиям компании в части точности.

В пилотном проекте была использована платформа Alteryx Designer. Она помогла построить 8 различных прогнозных моделей, которые включали функцию моделирования регрессии временного ряда и нейронные сети. Для каждого месяца и каждого аэропорта система могла генерировать 9.600 прогнозов.

Время обработки данных для составления прогнозов удалось сократить на 60%. Кроме того, была повышена точность прогноза. Проект помог Southwest Airlines выяснить, что приобретение топлива у одного поставщика обеспечит большую выгоду, чем у нескольких, как это практиковалось ранее. Скорость составления прогнозов удалось снизить с 3 дней до 5 минут.

Датская авиакомпания Thomas Cook Airlines Scandinavia, оказывающая услуги чартерных перевозок, выбрала в мае 2021 года решение GoDirect Fuel Efficiency разработки Honeywell для повышения эффективности использования топлива и сокращения вредных выбросов[11]. ПО обеспечивает удовлетворение требований ЕС по нормам выбросов вредных веществ.

Комплексное решение GoDirect, включающее в себя ряд сервисов и приложений, обеспечивает операторов, экипажи судов и ремонтные команды программным обеспечением для управления большими объёмами данных и аналитическим инструментарием для повышения эффективности работы самолёта.

Эффективность применения данного решения для экономии топлива отличается в зависимости от моделей самолётов и авиакомпаний, однако существующие клиенты говорят об ежегодной экономии до 5%. Для крупных авиакомпаний с большим парком судов это соответствует экономии десятков миллионов долларов ежегодно.

На февраль 2021 года ПО GoDirect Fuel Efficiency уже используется на всех судах группы Thomas Cook.

Ремонт и техническое обслуживание с использованием больших данных

Британский лоукостер EasyJet, эксплуатант самолётов Airbus A319, планирует внедрить около 50 различных алгоритмов для предиктивного ТО и ремонта на борту своих судов. Техническое руководство компании заявило в середине июня 2021 года, что работы на всём авиапарке должны быть завершены к концу 2021 года[6].

Для реализации модели прогнозного ремонта и ТО будут задействованы два решения ― бортовая система обмена данными по полётным операциям и ТО (FOMAX) и внебортовой инструментарий для анализа авиационных данных Skywise. FOMAX, сервер от Rockwell Collins, собирает данные по ТО и производительности самолёта, в автоматическом режиме отправляет их инженерам и техникам.

Система FOMAX получает все данные из расположенной на борту системы FDIMU (flight data interface management unit). FOMAX имеет функционал 4G-маршрутизатора: после приземления судна все данные с помощью 4G Gatelink-антенн передаются на аналитическую платформу Skywise и анализируются специалистами Airbus.

Для анализа специалисты Airbus самостоятельно разработали специальные модели, способные прогнозировать возникновение системных неполадок. После проведённого анализа его результаты переправляются специалистам EasyJet, которые уже самостоятельно принимают решения о необходимости проведения предиктивного ТО или ремонта.

Самолёты модели A320 с FOMAX способны собирать более 24.000 параметров, то есть обеспечивать 100%-й сбор информации с систем и компонентов самолётов. Самолёты без FOMAX собирают 400 параметров, то есть 2% от доступной информации.

Между тем, авиакомпания Delta Air Lines сообщила в апреле 2021 года, что она планирует адаптировать свою систему технического обслуживания с предиктивным функционалом под самолёты последнего поколения, которые генерируют значительно большие объёмы данных, чем предыдущие суда (авиакомпания готовится к приёму очередных моделей самолётов, таких как Airbus A350 и Bombardier CS100)[7].

Согласно заявлениям руководства Delta, используемая программа прогнозного ТО помогает авиакомпании значительно снизить число сбоев в работе: За последние 12 месяцев использование проактивного ТО помогло избежать 1.200 задержек с вылетом или отмен рейсов.

Программа использует данные, поступающие из различных систем, таких как, например, Aircraft Health Management от Boeing, от систем Airbus и GE. При этом, основу парка самолётов авиакомпании составляют самолёты, которые были разработаны ещё до того момента, как извлечение и анализ данных стали “must-have”-функцией.

После анализа полученных данных программа вырабатывает рекомендации по замене деталей и механизмов. По данным специалистов Delta Air Lines, используемая программа демонстрирует 95%-й уровень точности в части рекомендаций по необходимости замены деталей.

Компания Honeywell в мае 2021 года совместно с Cathay Pacific протестировала использование решений Big Data Analytics на самолётах гонконгского авиаперевозчика[8]. Протестированное решение ― GoDirect Maintenance Service ― ориентировано на использование методов прогнозного анализа в части технического обслуживания воздушных судов.

Cathay Pacific предоставил для тестирования решения свои самолёты A330. Данные с оборудования самолётов передавались по существующим каналам в подразделения авиакомпании, а также провайдерам, оказывающим услуги ТО. Благодаря этому, обслуживающий персонал на земле мог заранее подготовиться к потенциальным работам по ТО и также заранее заказать запасные части, не дожидаясь наступления критической ситуации.

В ходе тестирования удалось снизить количество поломок оборудования самолёта на 35%, что позволило снизить затраты на ТО, сократить количество задержек вылета и время простоя самолётов. Точность предсказания поломок составила 99%, заявило руководство Honeywell.

В июне 2021 года компании заключили соглашение на внедрение решения GoDirect Connected Maintenance, использующего Big Data и сенсоры для прогнозирования неисправностей, на всех самолётах Airbus A330 авиаперевозчика. Согласно контракту, системы GoDirect Connected Maintenance будут установлены на более чем 60 самолётах Cathay Pacific.

Восточные соседи также не остаются в стороне. Осенью 2021 года компания Korean Air начала использовать технологии на базе искусственного интеллекта для поддержки специалистов, проводящих ТО[9]:

Korean Air использует технологию машинного обучения (Machine Learning) для обработки больших массивов данных, которые генерируются судами компании. Решение опирается на платформу Watson от IBM на основе искусственного интеллекта и способно читать прошлые записи, касающиеся ТО, составленные на естественном языке (natural language), а также обрабатывать данные, поступающие от самого самолёта и технических специалистов.

Для решения подобных задач Korean Air использует технологию контентного анализа на базе WatsonExplorer и Natural Language Understanding (NLU), что помогает обрабатывать структурированные и неструктурированные данные. Это позволяет сократить время, требуемое для определения причин возможной неисправности в будущем или существующей проблемы на 90% по сравнению с традиционно используемыми методами.

Дополнительный анализ:  Вакансия Оценщик-аналитик жилой недвижимости в Москве, работа в компании Международная сеть агентств недвижимости CENTURY 21 Россия (вакансия в архиве c 15 апреля 2021)

Создание центра инноваций в области гражданской авиации для укрепления экспертизы в области big data

В 2021 г. Компания «Иннодата», российский разработчик программного обеспечения в области инновационных технологий, и российский ИТ-университет «Иннополис» создали Центр Инноваций в Гражданской Авиации (ЦИГА). Цель объединения ― развитие технологического и цифрового присутствия в современной гражданской авиации, способствование раскрытию сути и значения современных технологий, влияющих на спрос и предложение для игроков авиаотрасли, интеграция инноваций цифрового мира в текущие технологии гражданской авиации.

Основные направления деятельности – это развитие существующих и создание новых решений для авиаотрасли, соответственно. Центр ведет как образовательную деятельность, так и проектную, будь то реализация проектов в научно-технической, инновационной или информационно-аналитической плоскости.

Центр ведет работу в области решения таких задач, как разработка и внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности для борьбы с аэрофобией, навигация в аэропорту на основе технологий виртуальной реальности, поведенческий анализ активностей сотрудников в информационном поле, предсказание покупательной способности пассажиров и формирование динамических рекомендаций по изменению стоимости билетов, планирование расписания полетов и анализ оптимизации сезонного расписания, предиктивное управление пассажиропотоком, управление персоналом в аэропортах, разработка системы подбора персональных пакетных предложений услуг авиакомпании и партнеров, а также методики сканирования поверхности воздушных судов во время послеполетного технического обслуживания, анализ взлетно-посадочной полосы, управление уровнем overbooking, анализ интересов пассажиров и формирование предложений для них.[36][37][38]

Авиационные перевозки. итоги года и дальнейшие перспективы

Развитие ситуации с коронавирусом в 2020 году показало, что он поразил не только людей, но и целые отрасли. Индустрия транспорта не стала исключением, а одними из наиболее пострадавших стали авиационные перевозки, это привело к значительному ухудшению операционных показателей авиакомпаний.

Россия: снижение по всем направлениям

Большие данные в большой гражданской авиации: обзор мировых и российских трендов | ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИСогласно данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), в январе-октябре 2020 года в стране пассажирооборот гражданской авиацииснизился на на 51,5%. Снижение пассажирооборота произошло как в международных перевозках, так и во внутренних перевозках. Перевозки пассажиров гражданской авиацией РФ в январе-октябре 2020 года составили 59 млн человек, что 46,1% меньше показателя прошлого года. На международных перевозках за 10 месяцев 2020 года было перевезено 12 млн человек – снижение на 74,1%. Во внутренних перевозках снижение было незначительно – на 23,9% (47 млн человек). Несмотря на существенное снижение объёма перевозок гражданской авиацией страны в этом году, процент занятости пассажирских кресел снизился, но не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом. Так, по данным Росавиации, этот показатель составил 75,1%, что на 9,6% меньше показателя 2021 года. Снижение занятости пассажирских кресел менее чем на 10% говорит не только о том, что авиакомпании выполнили меньше рейсов, но и о том, что изменилось использование парка воздушных судов, перевозчики использовали менее вместительные самолёты и стремились заполнять их полностью.

ТОП-5 российских авиаперевозчиков

Ситуация по отечественным перевозчикам за 10 месяцев текущего года по данным Росавиации следующая. В пятёрке ведущих авиакомпаний результаты такие.

“Аэрофлот” за 10 месяцев года перевёз 12 млн человек, что составляет 40,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Процент занятости пассажирских кресел у неё составил 67,1%, что на 13,1% меньше аналогичного показателя прошлого года.

S7 перевезла 10 323 297 человек или 89,2% от показателя января-октября 2021 года. Процент занятости пассажирских кресел у а/к “Сибирь” составил 72,9% (-14,6%).

Авиакомпания “Победа” перевезла за 10 месяцев текущего года 7 млн человек (86,3% по сравнению с прошлым годом). Процент занятости пассажирских кресел у а/к “Победа” составил 92,6% (-1,7%), когда этот показатель составил 94,3%.

“Уральские авиалинии” за 10 месяцев этого года перевезли 5 млн человек (61,2% по сравнению с прошлым годом). Процент занятости пассажирских кресел у а/к “Уральские авиалинии” с января по октябрь 2020 года составил 73,1% (-10,5%) по сравнению с 2021 годом.

“Авиакомпания Россия” за 10 месяцев 2020 года перевезла 5 млн человек (48,8% к АППГ). Процент занятости пассажирских кресел у “Авиакомпания “Россия” составил 78,7% (-7,3% к АППГ).

В первую очередь, на такую динамику работы отрасли повлияли введённые санитарно-эпидемиологические ограничения в рамках и меры по борьбе с коронавирусом. Закрытие границ, изоляция граждан, временная остановка работы многих отраслей, всё это отразилось на транспорте, в том числе и на авиационном транспорте. Перевозчики практически оценили масштаб заболевания, серьёзность мер по борьбе с ним, и обратились к властям за помощью, поняв, что без поддержки им не справиться. Реакция властей была достаточно оперативной и поддержала отрасль. В мае 2020 года Росавиация начала предоставлять субсидии на частичную компенсацию расходов. По данным на середину ноября в ведомство поступили обращения от 45 российских авиакомпаний, было приято 113 положительных решений, выделено субсидий на сумму свыше 13,6 млрд рублей.

Не остались без внимания и аэропорты страны, по данным на 1 ноября 2020 года было принято 290 положительных решений на общую сумму 9,1 млрд рублей, субсидии были предоставлены 108 аэропортам.

Различные меры поддержки помогли отрасли, способствовали укреплению финансового положения её участниками. Они смогли не только выполнить обязательства перед бюджетами разных уровней, поставщиками товаров и услуг, но и сохранить авиационный персонал на уровне не ниже 90% от численности таких работников на 1 января 2020 года, а это значит, что компании могут при необходимости оперативно увеличить количество рейсов. Сохранение почти всего авиационного персонала также положительно скажется на безопасности, качестве обслуживания пассажиров, выполнении графика полётов. Учитывая, что пандемия коронавируса может продлиться ещё неопределённое время, целесообразно сохранить различные виды поддержки отечественной авиационной отрасли на 2021 год, авиаперевозчики неоднократно в последние месяцы заявляли о необходимости такой помощи со стороны государства.

Авиакомпаниям не нужно рассчитывать только на помощь государства, логичный способ для них – сокращение расходов, повышение эффективности деятельности. По мере снятия различных ограничений, отечественные перевозчики могут возобновить часть полётов по ряду направлений, это может увеличить пассажирский поток, улучшит операционные результаты. Развивать несвойственные виды перевозок авиакомпаниям вряд ли целесообразно в нынешней ситуации, Во-первых, в этих секторах есть свои игроки, и с ними конкурировать будет нелегко, пассажирские перевозчики должны возить пассажиров, а грузовые авиакомпании – грузы. И для одних и для других это непрофильный бизнес, и увеличение доли на конкретном рынке может быть сложным и дорогим делом. Во-вторых, вряд ли грузовой базы хватит для всех перевозчиков, если их станет больше. К тому же авиацией возят определённые грузы, а, к примеру, уголь, как и раньше, в порты будут возить по железной дороге.

Дополнительный анализ:  Прогнозы на спорт 🔥 1000 бесплатных на сегодня

А что в мире?

Положение дел с авиационными перевозками в мире также остаётся сложным.Состоявшаяся онлайн-режиме Генеральная ассамблея Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) констатировала – глобальная пандемия коронавируса, захватившая мир в 2020 году, оказала на отрасль значительное негативное воздействие, которое уже привело к ухудшению показателей её работы. Так, по данным IATA, потери отрасли в этом году составят свыше $120 млрд, что станет худшим годом для мировой авиационной индустрии. Введённые по миру ограничения на передвижения, как внутри стран, так и на межгосударственные поездки, катастрофически отразились на отрасли. IATA приводит следующие данные: международные пассажирские перевозки сократились на 89%, внутренние на 43%. Ожидаемый пассажиропоток в текущем году составит 1,8 млрд человек, что соответствует уровню 2003 года. Безусловно, это негативно отразится на финансовых показателях участников отрасли, так доход авиакомпаний упадёт более чем на 60% по сравнению с 2021 годом.

Положение отрасли осложняется тем, что пока ситуация не улучшается: за первой волной коронавируса пришла новая волна, и непонятно сколько их ещё может быть. Кроме того, многие границы остаются закрытыми, вакцины только создаются, но пока не получили массового распространения, системы тестирования на коронавирус пока не идеальны. Всё это лишь нервирует людей по всему миру и вынуждает их отказываться от поездок, в том числе и авиационным транспортом.

Может ли авиаотрасль пережить нынешнюю ситуацию и восстановиться?

Сразу нужно сказать, что этот кризис для отрасли не первый и, к сожалению, не последний, достаточно вспомнить снижение пассажиропотока после террористических актов 11 сентября 2001 года, которое составило 3-5% по всему миру. Граждане опасались стать заложниками террористов и отказывались летать, однако через несколько месяцев объём авиационных перевозок восстановился. Можно вспомнить и другие ЧП с самолётами, которые тоже приводили к временному сокращению объёма перевозок, но впоследствии он восстанавливался. Несомненно, так будет и в случае с коронавирусом, рано или поздно его удастся победить, что будет способствовать восстановлению объёма перевозок.

Большие данные в большой гражданской авиации: обзор мировых и российских трендов | ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИАвиационные компании сами активно участвуют в борьбе с коронавирусом, вводят различные меры предосторожности, предупреждая заражение персонала и пассажиров. Например, для скорейшего увеличения объёма пассажирских перевозок, большинство авиакомпаний считает необходимым ввести массовое тестирования пассажиров, не дожидаясь появления надёжных вакцин. Это позволит успокоить их, они не станут откладывать поездку, что может способствовать скорейшему восстановлению объёма пассажирских перевозок. Устойчивость отрасли обеспечивается и за счёт различных мер помощи со стороны властей. Весной этого года уже сообщалось о том, что ряду авиаперевозчиков будет оказана помощь, так Air France должен был получить 7 млрд евро; Alitalia – 1,2 млрд евро. Летом Еврокомиссия одобрила пакет предложений Германии о помощи Lufthansa, который включает 6 млрд евро на рекапитализацию и 3 млрд евро государственной гарантии по кредиту, и это лишь некоторые примеры помощи авиакомпаниям. Такая поддержка отрасли логична, так как воздушный транспорт тесно связан с другими отраслями экономики и помощь перевозчикам становится и помощью их партнёрам. Производители авиационной техники, химическая промышленность, пищевая индустрия, эти и многие другие производители товаров и услуг могут получить косвенную помощь от перевозчиков, что благоприятно отразится на всей экономике.

Говоря об устойчивости отрасли, стоит сказать и о мерах предпринятых авиакомпаниями после начала пандемии коронавируса, включая сокращение персонала и/или отправку части работников в вынужденный отпуск, отказ от закупки новой авиатехники, продажа непрофильных активов. Весной прогнозировалось, что авиационная отрасль по миру может потерять большое количество рабочих мест, а впоследствии ряд перевозчиков сообщили, что намерены сократить персонал. Так British Airways объявил о сокращении 12 тысяч человек; Brussels Airlines -1 тысячи человек; EasyJet – 4500 человек; Icelandair – 2000 человек; SAS – 5000 человек и так далее. Определённую уверенность компаниям даёт и имеющаяся у них “денежная подушка”, которая помогает пережить трудные времена. Недавно, к примеру, генеральный директор компании Air France Анн Ригэль сообщила, что крупнейший авиаперевозчик Франции теряет в день 10 млрд евро. Отсутствие у компании финансовых резервов вряд ли бы позволило продолжать деятельность при таких убытках. Суммируя, можно утверждать, что гражданская авиация является устойчивой индустрией и может восстановить прежние объёмы перевозки.

В самой отрасли считают, что докризисный уровень может быть достигнут только к 2024 году, такого же мнения придерживается и IATA, однако не исключено, что его удастся достичь к концу 2022 года – весне 2023 года. Это будет зависеть, в первую очередь, от смягчения введенных санитарных ограничений и массового вакцинирования граждан.

Говоря о постковидных перспективах авиационной индустрии нужно подчеркнуть, что желание летать у населения планеты никуда не уйдёт. Да, развитие различных средств связи, удалённая работа и живое общение с родственниками через экран компьютера, несомненно, останутся в нашей жизни, однако живого общения друг с другом не заменит ничто, так что различный транспорт будет востребован, в том числе и воздушный. Нельзя забывать и о том, что во многие места нашей планеты, как поётся в старой песне: “Только самолётом можно долететь”, значит, авиационные перевозки продолжат существовать. Можно допустить, что не все авиакомпании сохранятся после кризиса, но ведущие компании, скорее всего, останутся на рынке. Для сохранения конкуренции на рынке и чтобы авиакомпании смогли перевезти растущий поток пассажиров, необходимо сохранить разные виды помощи перевозчикам, как на национальном, так и на международном уровне. Не обязательно это должны быть именно прямые финансовые вливания, это может быть предоставление компаниями различных льгот и преференций, гарантий и тому подобное, главное, чтобы при этом не было искажений рынка, необоснованного преимущества одних компаний перед другими.

Перспективы на фондовом рынке

Наличие перспектив у авиационной индустрии даёт неплохие шансы на то, что капитализация перевозчиков будет расти, причём не в отдалённой перспективе, а в ближайшие месяцы. Например, 1 января текущего года акция Air France – KLM SA (AF.PA) стоила 9,39 евро, а 25 ноября – 5,05 евро (-46,22%). Акция Lufthansa (LHA.DE) 1 января стоила 15,36 евро, а 25 ноября – 10,39 евро (-32,36%). А акция Delta Air Lines (DAL) 1 января стоила 57,61 доллара, а 25 ноября – 41,29 доллара (-28,33%). Вряд ли стоимость бумаг этих и других авиакомпаний быстро вернётся к докризисным уровням, однако у них есть потенциал роста в 13-19% в ближайшие месяцы по мере постепенного улучшения ситуации, увеличения объёма перевозок, что даёт инвесторам возможность заработать на бумагах этих и других авиаперевозчиков.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий

Adblock
detector