Благодаря Уроку цифры курганские лицеисты наладили производство вкусных космопончиков

Благодаря Уроку цифры курганские лицеисты наладили производство вкусных космопончиков Аналитика

Что творится в роскосмосе, и можно ли все это изменить

17:07 15/03/2021

Благодаря Уроку цифры курганские лицеисты наладили производство вкусных космопончиков

Один из менеджеров Роскосмоса назвал московские хрущевки «скотобазой» и был под напором негодующей общественности немедленно и показательно уволен, чем на собственном примере доказал беззащитность даже менеджеров среднего звена госкорпорации перед произволом руководства.

А между тем этот человек поднял очень важный вопрос. Пожалуй, один из самых важных в последние годы для нашей страны – как окружающая, мягко говоря, грустная действительность формирует сознание россиян и их отношение к жизни.

Могут ли внутренние изменения общества самостоятельно привести к положительной трансформации социальной среды? Или нужен внешний толчок, состоящий в волевой государственной политике по возврату большей части граждан к уровню жизни, на котором их начнет заботить хоть что-то кроме выживания? Эти вопросы сегодня, на наш взгляд, крайне актуальны для формирования картины будущего российского государства, которое на полных порах движется к опасной черте полного отчуждения политических элит и общества. Раз уж мы начали с менеджера Роскосмоса, давайте на примере его бывшей компании рассмотрим феномен «скотобазы».

У отечественной ракетно-космической промышленности, которая некогда была советским предметом гордости и «символом веры» и бальзамом на душу для не слишком хорошо и комфортно живущего советского народа, сегодня наблюдаются проблемы, о которых не говорит только ленивый: космическая группировка деградирует, рынок запусков отдали конкурентам, новых технологий, решений или проектов нет, инициатива и престиж утеряны, в мире Россию никто не рассматривает как крупную космическую державу будущего.

При этом критики «Роскосмоса» часто срываются на огульные обвинения, задевающие рядовых инженеров и конструкторов, забывая, что космическая госкорпорация – это всего лишь управляющая компания с 788 сотрудниками (согласно договору медицинского страхования с сайта госзакупок. Кстати, по условиям страхования лишь немногим более 100 из них отнесены к «VIPам»). Они, за редким исключением, ничего не проектируют и уж тем более, не производят, а часто Роскосмос становится вообще первой компанией в их резюме, имеющей отношение к высокотехнологичной промышленности.

Эти люди работают в достаточно современном офисе, неплохо обеспечены материально, но космическая промышленность – это не они.

Остатки некогда успешной советской ракетно-космической отрасли – это более 200 тыс сотрудников различных предприятий, разбросанных по всей стране. Большинство из них это рабочие и рядовые инженеры, уровень жизни которых едва ли намного выше (а в регионах зачастую намного ниже) обитателей московских «скотобаз».

Мы решили немного лучше понять, как живут эти люди и провести свое небольшое исследование на основе доступной в сети информации. Мы не претендуем на абсолютную статистическую достоверность – это всего лишь попытка понять, как живут люди. С этой целью мы провели эксперимент – поставили себя на место потенциального кандидата на рядовую инженерную должность в одной из компаний Роскосмоса.

Что обычно интересует кандидата – уровень зарплат и отзывы сотрудников об условиях работы. С этой точки зрения мы и посмотрели на пять важнейших предприятий отрасли.

«Космические» деньги

Мы посчитали среднюю зарплату для каждого из выбранных предприятий (брали среднюю из всех обнародованных на момент публикации инженерных вакансии (1,2,3 категории, без ведущих инженеров и конструкторов), а также выяснили, на что в основном жалуются сотрудники.

Для начала Москва и область.

Средняя зарплата рядовых инженеров и конструкторов в ключевых предприятиях Роскосмоса в Москве составила: 34,500р. – в АО «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», 38,400р. – в ПАО «РКК Энергия», 54,440р. – в АО «Российские космические системы» (РКС) и 60,857р. – в АО «НПО им. С.А. Лавочкина».

В последнем случае высокий показатель обусловлен тем, что среди открытых вакансий компании есть «инженер АСУ». Это востребованная специальность и НПО им. Лавочкина предлагает кандидатам на эту вакансию премию в 40%, что доводит налогооблагаемый доход такого специалиста до 70,000р.

Вероятно это связано с тем, что на рынке такие специалисты «стоят» существенно больше 100,000 р. и надбавка – попытка найти хоть сколько-то квалифицированных специалистов. Аналогичная ситуация с программистами в РКС, которые не вошли в эту статистику, но там тоже предлагаются несколько более высокие, чем у инженеров, но существенно меньшие, чем по рынку зарплаты.

Для сравнения медианная зарплата в столице нашей Родины составляет 48,200р., средняя же зарплата по Москве достигает 78,946 рублей. Сравним это с релевантными средними московскими зарплатами по отраслям – «деятельность в области информации и Связи» – 118903 р., «деятельность профессиональная, научная и техническая» – 99803 р.

Стоит учесть, что сотрудники предприятий Роскосмоса, как правило, получают различные надбавки – молодому специалисту, за выслугу лет, за научную деятельность. Сумма таких надбавок для рядового инженера в Москве редко превышает 40% оклада. Таким образом, при наиболее благоприятных условиях инженер может рассчитывать на облагаемый налогом доход в 70.000 р. Это вдвое больше медианной зарплаты, но не дотягивает до средней по региону. Более половины этой суммы съедают кредит на машину или коммунальные платежи, аренда жилья или ипотека. Для жизни в столице остается в лучшем случае порядка 30.000р. При том, что по официальной статистике на покупку продуктов питания в Москве в среднем домохозяйство тратит около 25% дохода, а на «всякие излишества» человеку остается 14% от дохода – 9,800р.

Можно ли выживать на зарплату рядового инженера одного из Московских предприятий Роскосмоса? Безусловно, да. Можно ли чувствовать себя уверено? Вряд ли. Приносит ли такая работа высокий социальный статус? Точно нет.

«Космические» деньги в регионах

Во многих регионах России часто сложно найти работу по специальности для человека с высшим образованием. Все пережившие последние четверть века региональные советские вузы работают, как правило, на одно-два предприятия. Те, кого что-то не устраивает, вольны идти в торговлю и бизнес или ехать пытать счастье в Москве. Наиболее продвинутые уже в годы обучения готовят для себя место где-то за рубежом. Это реалии, в которых живут российские космические предприятия.

Так, к примеру, АО «Государственный ракетный центр им. академика В.П. Макеева» (Челябинская область), кующий ядерный щит страны, зазывает специалистов на работу средней зарплатой инженера в 11,014р. При этом, на сайте предприятия можно найти разъяснение, подписанное лично генеральным директором Владимиром Дегтярем, что на самом деле зарплаты намного больше. Почему при этом публикуются вакансии с нереальным доходом, а только окладом – не понятно.

С учетом всех доплат, согласно заявлению Дегтяря, рядовой инженер получает от 41 000 р. до 46 000 р. Это почти 300% доплаты от оклада. Очень странная ситуация, которая, скорее всего, обусловлена бюрократическими требованиями, низкой нормой прибыли при выполнении гособоронзаказа и действием Закона об оборонном заказе N 275-ФЗ, который жестко регламентирует все расходы, включая фонд заработных плат, и зачастую плохо согласуется с реалиями жизни.

Медианная зарплата в Челябинской области составляет 23,500р., а средняя – 32,759р. По последнему показателю область занимает 34 место в стране. Из этого можно сделать вывод, что трудоустройство на этом предприятии относительно престижно по местным меркам. Люди, работая в ГРЦ им. Макеева, не чувствуют себя нищими по сравнению с соседями, но, к примеру, чтобы купить приличный смартфон, ноутбук или тур за границу на двоих (о чем-то более серьезном тут говорить не приходится) сотруднику предприятия придется минимум год копить деньги (это если он сможет откладывать по 25% зарплаты каждый месяц, что невозможно, если у него есть кредит, или ему надо снимать жилье). Это сложно назвать комфортным уровнем жизни. Кроме того, учитывая гигантский разрыв со столичным регионом, не говоря уже о загранице, шансов привлечь и удержать на предприятии специалистов высокого уровня нет.

Еще одно крупнейшее предприятие Роскосмоса – АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (Красноярский край), производит почти все отечественные спутники связи, а также навигационные спутники системы ГЛОНАСС. Здесь, исходя из опубликованных вакансий средняя зарплата рядового инженера составляет – 24,790р. При медианной по региону 31,321р., а средней – 42,157р. Опять таки, наверняка сотрудникам выплачиваются надбавки, однако, судя по их отзывам в социальных сетях, надбавки эти не так велики и не для каждого. В итоге средняя зарплата рядового инженера на предприятии, по нашей оценке, примерно равняется медианной по региону. Красноярский край – довольно богатый регион, где будет несложно найти работу с условиями поинтереснее, да и дорога в столицу тоже всегда открыта.

Дополнительный анализ:  Семь составляющих правильной GR-работы | GR NEWS

Похожая ситуация и на входящем в АО «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» Воронежском механическом заводе (производит двигатели для ракет-носителей). Средняя зарплата рядового инженера тут составляет по нашим расчётам 26,062р. при медианной зарплате по региону 23,440р., а средней – 28,633р. До Москвы на машине – 7 часов. Как говорится, комментарии излишни.

Пять кругов «Скотобазы»

Многочисленные отзывы в сети Интернет ярко рисуют невеселую картину повседневности российской космической промышленности. Не смотря на заметно отличающийся социальный статус, эти люди чем-то похожи на уволенного менеджера Роскосмоса. Они тоже вынуждены жить внутри «скотобаз», ненавидят все то, что видят вокруг, но не могут вырваться из этого и им остается только изливать свое горе и ненависть в социальных сетях и на тематических сайтах.

Круг пятый: безденежье

Основная проблема – низкие зарплаты и отсутствие их роста, а главное – полное непонимание того, почему так много получают начальники (разница выплат руководителям предприятий с рядовыми инженерами может доходить до 10 и более раз) и что надо сделать, чтобы получать больше.

Вот, к примеру, отзыв сотрудника Центра им. Хруничева:

«Зарплата копейки и за них нужно работать. .з.п. инженера 3 категории 30,000р. Работают в основном пенсионеры, от безысходности».

А вот как видят соотношение собственных ожиданий и реальности потенциальные сотрудники РКС:

«Начальник, с которым “собеседовался”, говорить даже не стал: сделал круглые глаза по поводу з.п.».

Круг четвертый: кумовство

Вторая по степени вызываемого раздражения сотрудников проблема – кумовство. Очевидно, что к системе выплат, а также к возможностям карьерного роста есть серьезнейшие вопросы.

Вот, к примеру, отзыв сотрудника «Энергии»: «Руководители ПАО “РКК “Энергия” на должности инженеров принимают персонажей без какого-либо научно-технического образования! Инженерами числятся и получают заработную плату, грубо говоря, блатные, юристы, экономисты, менеджеры и прочие гуманитарии!».

Другой сотрудник «Энергии» подтверждает такое положение дел:

«Кумовство и блат на всех уровнях, перспективы карьерного роста почти нулевые при отсутствии поддержки свыше. Большие расслоения по з/п, зависящие только от степени родства, умноженное на личное отношения непосредственного руководства».

Стоит ли удивляться, что лучшие кадры из некогда знаменитого КБ С.П.Королева бегут в частную S7 Space, где условия лучше и перспективы понятнее и можно заниматься любимым делом, а не перекладыванием бумаг.

Про кумовство и коррупцию говорят сотрудники НПО им. Лавочкина:

«Все структуры в этом НПО пронизаны кумовством и коррупцией. Но не дай бог возмутиться! Да еще громко! За пьянку в этом НПО не выгоняют <…> Но если хоть слово против начальства скажешь, то в один момент окажешься в таких условиях, что сам уволишься».

Не чужды эти проблемы и ИСС Решетнева: «Маленький закрытый город, на данном предприятии все всем родственники, работать во всем этом не просто…».

Круг третий: не эффективные менеджеры

Редко можно найти в отзывах о любой работе претензии сотрудников к тому, что они ничего не делают в течение рабочего дня. Обычно это относится к плюсам. Но молодые инженеры хотят развиваться, делать что-то новое. Не тут-то было. Начальство не заинтересовано в этом. У них другая задача – получить бонус и сохранить свое место. Эта корпоративная «культура» очень быстро пускает метастазы вниз по всей системе управления.

Довольно много сотрудники предприятий Роскосмоса пишут о том, что руководство этих самых предприятий все делает не для развития технологий, а для сохранения собственных теплых мест внутри этой системы. Это наряду с военным (многие топ-менеджеры предприятий люди в погонах) менталитетом приводит к ужасающим масштабам бюрократии и к совершенно особенной, исторически распространенной в российской штабной армейской среде любви к подхалимству.

Вот, к примеру, отзыв сотрудника РКС о бывшем месте работы:

«…самодурство руководящего сегмента (распределение премий напрямую зависит лишь от личностного подхода и настроения руководителя, то есть нравитесь ему или нет, если Вы подхалим, любите пресмыкаться и держите свое мнение глубже Марианской впадины, то у Вас определенно должна сложиться карьера), не умение ставить четкие задачи, превышение служебных полномочий (напр. принуждение выходить на работу в выходные под угрозой увольнения) и в довершении всего огромная, беспросветная бюрократия во всем и это только малая доля “положительных” сторон работы в одном из подразделений данной организации».

Аналогичное мнение высказывает и сотрудник Хруничева:

«Отношение начальства далеко не замечательное, инициативу здесь не жалуют. Все трясутся за свои места, карьерного роста здесь вы не дождетесь».

Все это накладывается на переизбыток людей. Госменеджеры платят не свои деньги, им их не жалко, да и советская традиция брать людей, просто потому, что под них есть ставка, никуда не делась. Логика такая: вот не возьмешь человека, ставка у тебя в отделе будет пустой, и тебе ее сократят. А потом навалится работы и придется справляться теми силами, что есть. Силы не отличаются (учитывая уровень зарплат) ни высокой компетентностью, ни желанием много работать. В итоге людей держат в избытке, на всякий случай.

Вот как пишет об этом явлении бывший сотрудник РКК «Энергия»:

«Главное – это соблюдать распорядок дня, находиться на рабочем месте и делать вид, что ты делаешь вид, что работаешь. В принципе даже сам начальник на это намекнул. Распорядок дня это прибытие на раб место, убытие, обед».

А вот и рассказ о положении дел с менеджментом в некогда легендарном создателе советских «Луноходов» НПО им. Лавочкина:

«Руководство, в большинстве своем, безграмотное и старомодное. Одним словом – “совок”. За свои места держатся до посинения, молодежи расти не дают. Ждут когда вперед ногами вынесут! В общем молодому человеку долго задерживаться нельзя, если только ввиду каких-нибудь обстоятельств, год-два, дальше наступает полная деградация».

Круг второй: HR

Как ни странно, для космической промышленности оказалось характерно ужасное отношение к потенциальным сотрудникам. Казалось бы, отделы кадров должны из кожи вон лезть, чтобы привлечь нужных специалистов на такие маленькие зарплаты, ну и просто быть как минимум профессиональны со всеми соискателями, учитывая «серьезность» организаций. Но это совсем не так.

Больше всего нареканий вызывает отдел кадров столичного РКС:

«Оформление на работу может занять месяц из-за проверок и затянутости всех процессов. Очередь в отдел кадров (и отстоять ее надо не один раз). Анкету для оформления переписывал несколько раз. Очередь в столовую (народу на предприятии много). Закупка даже офисных принадлежностей и техники – дело долгое и требует кучи бумажек».

Также у сотрудников РКС есть претензии к оформлению трудовых соглашений: «очень мутный трудовой договор, в котором отражен только оклад. Про премии так же сказано, что они есть, но не указан размер».

Не лучше дела с трудоустройством обстоят в НПО им. Лавочкина:

«3 раза нужно было проездить в Химки на предприятие. Потрачено время, необходимое для поиска работы. Затем звонят из отдела кадров и отменяют, по очень непонятным причинам. В результате потрачено время, отказано другим работодателям. Наплевательское отношение к людям!».

Круг первый: бытовой ад

Кроме упомянутого выше люди часто жалуются на завышенные и, как им кажется, нерациональные требования безопасности. Тут сложно сказать, насколько это можно отнести к недостаткам – безопасность, в том числе информации, на подобных предприятиях должна быть безупречна, поэтому жалобы на отсутствие доступа к Интернету выглядят несколько странными. Что не скажешь про отсутствие современной вычислительной техники или плохое ее обслуживание. А также жалобы сотрудников на ужасные бытовые условия – старые неотремонтированные офисы, текущие туалеты, отсутствие вентиляции, текущие крыши и так далее.

Что со всем этим делать?

Самый знаменитый тезис исторического материализма «бытие определяет сознание» подвергся критике во второй половине XX века как универсальный принцип для объяснения человеческой истории, но, пожалуй, каждый из нас на собственном опыте знает, что, как минимум, в отношении отельных людей в нашу эпоху он работает. Бывает так, что в семье алкоголиков вырастают гениальные дети, но, все мы понимаем, что это хотя и довольно распространенное, но все же исключение, подкрепленное определенными внешними позитивными воздействиями социума и институтов и стечением обстоятельств. Пирамида Маслоу (не менее критикуемая, чем истмат, но очень наглядная для нашего случая) демонстрирует последовательность удовлетворения потребностей человека – от естественных потребностей и стремления к безопасности, до творческих.

К сожалению, сейчас львиная доля россиян находится на первых двух ступенях, окружённые всеми прелестями социальной «скотобазы». К этому еще стоит добавить исторический фатализм и безынициативность русского народа, сформированные вековым отсутствием понятия справедливости, выраженной в традиционной системе клиентелы, отсутствии доступа к справедливому суду и отчуждении от принятия решений о личном будущем и будущем своего сообщества.

Дополнительный анализ:  Что показывает проведенная по Litecoin аналитика

При этом элиты от народа хотят творчества и инициативы. К примеру, российские чиновники очень любят говорить о недостаточной производительности труда в нашей стране. Об этом часто упоминает советник президента Андрей Белоусов и министр финансов Антон Силуанов, не так давно об этом заявил и глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он призвал уменьшать долю госсектора в экономике и «повысить роль регионов и развивать агломерации, которые растут и дают больший ресурс, чем отдельные города». И он совершенно прав, только как можно приватизировать предприятия, которые, очевидно, не смогут существовать в условиях рынка и всецело зависят от госзаказа. Формально, они и так АО, а государство ими владеет через разные «прокладки» в виде Росимущества, управляющих компаний и холдинговых структур.

Передача их вместе с госзаказом в частные руки в современных условиях не повысит их эффективность, а просто еще больше повысит уровень коррупции при одномоментном сокращении большого количества сотрудников. Владельцам в условиях отсутствия возможностей у сотрудников сопротивляться, будет проще всего повышать свою прибыль за счет сокращения персонала и лишь незначительного повышения зарплат.

Другими словами, при простой приватизации того, что есть, продолжится экстенсивная эксплуатация имеющихся советских заделов, произойдет рост социального напряжения, а вот модернизация системы управления – вряд ли. По сложившейся в России традиции новыми владельцами, почти наверняка, станут нынешние госменеджеры. Скольких из них сдерживает от нормальной работы госрегулирование, а сколько непрофессионализм, точно не знает никто, но вполне можно предположить, что имеется сильный перекос в сторону последних.

И вот тут опять встает вопрос об эффективности труда, которая в таких отраслях, как космическая промышленность, напрямую зависит от качества кадров. Россия же при нынешней системе ракетно-космической промышленности не может себе позволить участвовать в глобальной конкуренции за лучшие умы. В российской космической отрасли зарплаты в среднем где-то в 10 раз ниже, чем в крупнейших западных компаниях.

При этом рынок глобален, а экономика России очень мала. Наша страна самостоятельно просто не может позволить себе космическую программу масштаба СССР или нынешних США. Этот факт не признается на государственном уровне, но он очевиден. Уже сейчас Россия имеет сугубо формальные космические группировки связи и дистанционного зондирования Земли, которые существуют больше для презентаций, чем для реальной работы. Все соответствующие услуги и данные покупаются за рубежом. Несколько лучше обстоят дела с системой ГЛОНАСС, которая к тому же имеет военное значение, но и она в потребительском сегменте сама по себе никому не интересна.

Все это касается не только ракетно-космической промышленности, но и всей махины отечественного ВПК. Все разговоры о диверсификации остаются пустым звуком, поставки на международные рынки вооружений встречаются с проблемами, а инвестиции в новые образцы вооружений не так эффективны, как бы хотелось руководству страны. На потребительском рынке громадины типа Роскосмоса или Ростеха никогда не смогут конкурировать, а на глобальном рынке промышленных изделий в обозримой перспективе будут вторичны из-за накопленного отставания и неконкурентоспособности в области привлечения кадров. Как говорится – круг замкнулся.

Эффективнее было бы стимулировать создание параллельных частных компаний, стартапов сотрудников существующих КБ и коммерциализацию вузовской науки. Все эти новые предприятия должны постепенно забирать функции советских КБ и производств и поглощать конкурентоспособную часть их персонала. При условии снижения темпов деградации отечественного образования и реинтеграции в мировой рынок это может сохранить заметные позиции России в области исследования космоса и использования космического пространства. Роскосмос в такой системе должен превратиться в компактного администратора научных проектов и развития перспективных технологий, чем должны заниматься авторитетные профессионалы, а не эффективные менеджеры.

При этом сотрудники предприятий должны получить возможность бороться за свои права. Без этого давления не может быть эффективного развития. Кстати, сегодня эта проблема стоит не только в России, но и в США. Там социальная база большей части населения, конечно, намного выше, но наблюдается сильнейшее в истории страны социальное расслоение. И многие ученые видят в этом недостаточное давление со стороны наемных сотрудников на работодателя. Речь тут отнюдь не о гуманизме. Этот фактор объективно мешает развитию экономики.

Вот, к примеру, что говорит об этом экономический советник бывшего вице-президента США Джо Байдена Джаред Бернштейн: «…глубоко укоренившееся нежелание среди влиятельных работодателей делиться преимуществами роста производительности с работниками со средней заработной платой; враждебная политика по отношению к работникам, профсоюзам и трудовым нормам – все они сильно давят в противоположную сторону. До тех пор, пока не появятся противодействующие силы, рост производительности и оплата труда слишком большого числа работников будут продолжать расходиться».

Целью трансформации госкорпораций должен стать другой подход к кадровой политике – сочетание высокой конкуренции с обеспечением высокого уровня благосостояния для квалифицированных сотрудников, при котором они смогут заниматься решением творческих проблем, а не вопросами выживания. Изменение уровня жизни людей позволит трансформировать социальную среду «скотобаз» в нормальное европейское общество, которого достойны россияне. И это будет куда эффективнее формальных «реноваций» сверху, которые как, правильно заметил уволенный менеджер Роскосмоса, вряд ли приведут к изменению отношения людей к себе и к жизни вокруг.

Игорь Орлов

Благодаря Уроку цифры курганские лицеисты наладили производство вкусных космопончиковДорогие друзья! Желаете всегда быть в курсе последних событий во Вселенной? Подпишитесь на рассылку оповещений о новых статьях, нажав на кнопку с колокольчиком в правом нижнем углу экрана ➤ ➤ ➤

Источник

Зауральские лицеисты наладили производство космопончиков

Это произошло во время «Урока цифры»

Производство вкусных космопончиков для всей Галактики наладили ученики 9-го класса Курганского областного лицея-интерната для одаренных детей во время открытого «Урока цифры». Задания для школьников по теме «Цифровое производство» в рамках всероссийского проекта подготовили эксперты фирмы «» при поддержке Минцифры России, Минпросвещения России, организации «Цифровая экономика» и компаний-партнеров из числа лидеров цифровой экономики.

Гостями открытого «Урока цифры» в лицее стали начальник отдела общего образования областного департамента образования и науки Людмила Симакова, генеральный директор мясокомбината «Велес», депутат Курганской областной Думы Дмитрий Ильтяков, заместитель генерального директора предприятия «Велфарм» Василий Бегма, начальник управления цифрового развития департамента информационных технологий и цифрового развития Яков Окунев.

«Теме цифровизации, в том числе в рамках образовательного процесса, в последние годы уделяется большое значение. Для чего нужен «Урок цифры» в школе? Для того, чтобы познакомить вас с современными технологиями и заинтересовать теми специальностями, которые в ближайшие годы будут самыми востребованными на рынке труда. Очень хочется, чтобы после урока вы сами себе задали вопрос, пойдете ли вы по этому пути? И если да, то какие знания, навыки и умения для этого вы должны приобрести, чтобы стать профессионалом в своем деле», – обратилась к лицеистам начальник отдела общего образования областного департамента образования и науки Людмила Симакова.

В видеолекции специалисты фирмы «» рассказали ребятам об основных принципах цифровизации производства, после чего девятиклассникам предстояло пройти по пути настоящего космического автоматизатора и помочь директору фабрики наладить и преобразить производство космопончиков. Условия задачи достаточно сложны: хранение товара, автоматизация учета, необходимое количество ингредиентов, обустройство «умного цеха», расширение бизнеса и его популяризация. На эти и многие другие вопросы ребята должны  были ответить во время своего путешествия.

Как сообщает пресс-служба областного департамента образования и науки, все успешно справились с задачей, после чего гости лицея  рассказали о процессе производства на своих предприятиях и угостили ребят готовой продукцией.

«Урок цифры» по теме «Цифровое производство» проходит по всей стране, в том числе в школах Курганской области, для учеников 1-11 классов с 12 по 30 апреля. Задачи проекта – знакомство школьников с современным миром цифровых технологий и ранняя профессиональная ориентация.

Фото департамента пресс-службы областного департамента образования и науки

Инвестиции в космос: три варианта для тех, кто не хочет ждать ipo spacex

К концу десятилетия космическая индустрия может вырасти до $1,4 трлн. По мнению аналитика ИК «Фридом Финанс» Валерия Емельянова, наиболее интересные сектора — спутники связи, суборбитальные полеты и освоение Луны

Немного подзабытая инвесторами компания Nokia в октябре 2020 года выиграла тендер NASA на установку сотовых вышек на Луне. Это часть большого проекта «Артемида» по хозяйственному освоению спутника Земли. Мобильную сеть прокладывают для связи с лунной базой, которая, как предполагается, заработает там через восемь лет. В ближайшие четыре года правительства нескольких стран вложат в проект порядка $35 млрд.

Дополнительный анализ:  Альянс-Аналитика, - Покрышкина, 8 к1 Москва

Важно, что львиная часть этой суммы уйдет частным подрядчикам, поскольку в отличие от далеких 1960-х годов, когда на Луну запускали «Аполлоны», всю ненаучную часть миссии: транспортировку людей и роботов, снабжение, связь — отдадут на аутсорсинг. Помимо Nokia, контракты в октябре достались еще дюжине более мелких компаний с разнообразным профилем — от криогеники до IT-поддержки.

Рынок космических услуг сейчас в фокусе внимания мировых инвестиционных домов. Morgan Stanley недавно оценил объем данного сегмента в $350 млрд, Bank of America — в $424 млрд. Но и тот и другой независимо друг от друга сошлись на мысли, что продажи услуг в космосе будут расти гораздо быстрее, чем мировая экономика в целом. К концу нынешнего десятилетия объем космической индустрии может составить от $1,1 до $1,4 трлн, то есть вырастет как минимум втрое. Рынок космического туризма, включая лунный, — в девять раз.

Впрочем, Луна пока не самое многообещающее направление для инвестиций. Порядка 80% космического рынка занимают орбитальные технологии. Это ниша компаний, которые производят спутники связи либо обслуживают их. Самый крупный игрок на этом поле — американская ViaSat, акции которой за последний год подешевели втрое на фоне успехов более молодых конкурентов. Все потому, что сегодня на смену классическим тяжелым спутникам связи приходят группировки наноспутников (от 1 до 10 кг весом каждый). И вот они как раз обещают взлет рынка.

$200 млрд за SpaceX

К сожалению для большинства инвесторов, акции SpaceX пока не торгуются на бирже. Второй по значимости после Tesla проект Илона Маска так быстро набирает обороты, что рыночная оценка компании выросла в два раза всего за три месяца. С июля компания успела: впервые успешно вернуть людей с орбиты на землю (ранее возвращала только грузы), заключить с Пентагоном контракт на пять лет по выводу в космос военных спутников, довести группировку своих малых спутников до 650 штук и провести два успешных теста Starship.

Последнее — особенно важно. Starship способен заменить нынешние пассажирские воздушные лайнеры. Корабли летят по параболе в космос и обратно в атмосферу, позволяя перевозить людей на другой конец планеты за считаные минуты. Например, полет от Лондона до Сиднея, который на борту «Боинга» или «Аэробуса» занимает 20 часов, Starship преодолевает на час. Этим летом компании SpaceX удалось дважды проделать такое на малых расстояниях. Впечатленные венчурные инвесторы в августе на очередном раунде по привлечению вложили в компанию Маска более $2 млрд, оценив ее в $44 млрд.

В октябре Morgan Stanley дал базовую оценку бизнеса SpaceX в $100 млрд, а при благоприятном развитии — свыше $200 млрд. Это сопоставимо со стоимостью Bank of America и Coca-Cola. Аргументы аналитиков следующие: прежде чем Starship начнет массово возить людей (на борт помещается до 100 человек), новый корабль послужит быстрой развертке наноспутников. Ракета Falcon 9, которая является основным транспортником на данный момент, поднимает за рейс 60 аппаратов. Starship берет сразу 400. При таких возможностях Starlink Маска станет мировым провайдером спутникового интернета еще до конца десятилетия. Илон, увлеченный идеей полета на Марс, заявил, что выделит спутниковый проект из SpaceX и выведет его на IPO в ближайшее время.

Астрономические доходности

Для тех, кого космос манит уже сейчас и у кого нет желания ждать IPO молодых звезд, стоит обратить внимание на бумаги мастодонтов аэрокосмической промышленности. Тройка компаний, чьи аппараты выходят в большой космос еще со времен Гагарина и Армстронга, это Northrop Grumman, Lockheed Martin и Boeing. У первых двух сильнее позиции в оборонном госзаказе. Boeing больше известен гражданскими самолетами, однако до кризиса порядка 50% выручки он также получал по линии NASA и Пентагона, а сегодня — свыше половины.

В пользу Northrop Grumman говорит то, что компания лидирует в производстве сверхбыстрых боевых самолетов и имеет опыт проведения гражданских суборбитальных проектов. У Northrop Grumman большой портфель научных разработок, связанных с доставкой в космос высокоточного оборудования. Лунный проект «Артемида» будет обслуживаться на кораблях именно ее производства. По мультипликаторам Northrop Grumman сейчас на 38% дешевле своей справедливой стоимости, ее акции держатся в боковом тренде с весны, так что имеют все шансы выстрелить одними из первых, как только рынок нормализуется.

Lockheed Martin тоже в хорошей финансовой форме. Компания не сбавляла оборотов в этом году, набирая заказы от правительства США и их союзников. Последние четыре квартала — лучше ожиданий и по выручке, и по прибыли. Lockheed Martin имеет прочные позиции в ракетостроении, на ее двигателях полетят к Луне корабли Northrop Grumman. Как и другие компании своего сегмента, Lockheed Martin сейчас торгуется на бирже очень дешево. Консенсус-прогнозы дают потенциал прироста акций около 25%.

Boeing — более рискованная фишка, но в перспективе тоже высокодоходная. Космос приносит компании в лучшем случае шестую часть выручки, поэтому успехи на орбите могут быть перекрыты слабыми продажами неудачной 737 MAX — основной модели в текущей гражданской линейке авиагиганта. Тем не менее компания тесно работает с NASA в части обслуживания МКС и имеет планы по исследованию глубокого космоса. В партнерстве со SpaceX и Lockheed Martin компания сейчас запускает малые военные спутники по заказу Минобороны США. Вследствие проблем компании и общего падения гражданской авиации дисконт в акциях Boeing сейчас составляет как минимум 20%.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.

Российский модуль «наука» «пролетел» мимо космоса: eadaily

В конце июня в «Роскосмосе» сообщили о завершении сборки и испытания многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) «Наука». Позже головную часть отправили на заправку топливными компонентами и сжатыми газами. Но затем модуль вернули в монтажно-испытательный корпус (МИК). И сейчас он находится в «Энергии» на 254-й площадке.

Дело в том, что специалисты при сборке забыли закрыть звездные датчики экранно-вакуумной теплоизоляцией. Когда вся конструкция пришла на заправку, недоделку сразу заметили и где-то сутки думали, как все исправить, не снимая обтекатель. В итоге обтекатель сняли, сейчас готовится решение, в том числе и по срокам переноса.

А вот комментарий члена Федерации космонавтики России Александра Хохлова:

«Звездный датчик напоминает бинокль, его линзы смотрят в пространство. А боковые грани черные, на солнце они будут сильно греться, поэтому их закрывают этой „тканью“ для соблюдения терморежима. Экранно-вакуумная теплоизоляция закрывает корпуса датчиков от солнечного света и заряженных частиц, а также не дает переохладиться.Сами металлические листы ЭВТИ золотистые и очень тонкие, напоминают спасательные одеяла для походников. Используется несколько слоев этой фольги, но сверху и снизу она покрывается тканью. И есть ткань, которая прилегает к объекту, и есть ткань, которая снаружи. На МКС внешняя ткань светлая, а на „Союзах“ — темная».

Про уровень «специалистов», занимающихся сборкой «Науки», рассказали источники из профильного ведомства:

«Все очень просто. Ни один из этих людей никогда не отправлял такой модуль. Только корабли и, возможно, небольшие модули, например малый исследовательский модуль „Поиск“.Те, кто отправлял на орбиту крупные блоки станций, уже на пенсии. Последний подобный модуль — „Звезда“ — полетел в 2000 году, прошло двадцать лет.Это же обычные работяги, которые ведут сборку по документации — устанавливают, закрывают, если операция в технологии пропущена, то ее не сделают и визуально не поймут, что что-то не так».

Изначально запуск был намечен на 15 июля, затем СМИ сообщали, что, возможно, в связи с обнаруженными недоделками старт перенесут на неделю, однако сейчас новые сроки не называются.

«Наука» — научно-исследовательский модуль российского сегмента Международной космической станции (МКС), разработанный РКК «Энергия» совместно с ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.

Сегодня российский сегмент МКС состоит из двух больших модулей — «Заря» и «Звезда» — и трех малых. А именно: стыковочного отсека «Пирс», малого исследовательского модуля «Рассвет» и малого исследовательского модуля «Поиск».

«Наука» должна повысить научную отдачу российского сегмента. Внутри модуля есть несколько рабочих мест, а снаружи расположены универсальные адаптеры для установки исследовательской аппаратуры.

Модуль должен был полететь на МКС еще двенадцать лет назад, однако в его трубопроводах и топливных баках нашли металлическую стружку. Засор мог спровоцировать поломку двигательной системы МКС, вот его и отправили производителю на доработку.

Позднее глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин рассказал, что «основной причиной проблем с топливной системой „Науки“ был не засор, а брак».

Глава центра Хруничева Алексей Варочко утверждал, что всего на МЛМ заменили 576 трубопроводов, а топливные баки «разобрали, придирчиво проверили, испытали — никаких микротрещин и грязи не обнаружили».

19 января 2021 года в «Роскосмосе» сообщили, что топливная система модуля «Наука» успешно прошла испытания. Проверили телевизионную связь и антенно-фидерное устройство телевизионной системы. Все работало как часы.

Тем не менее запуск многострадальной «Науки» вновь перенесен, к чему, собственно, профильные ведомства и специалисты уже привыкли.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий

Adblock
detector