Big data как арт-искусство / Хабр

Big data как арт-искусство / Хабр Аналитика

Аналитический реализм в живописи: картины, художники

Аналитический реализм, «аналитическое искусство», или «Мировой Расцвет» – художественный метод, который изобрел русский художник-авангардист Павел Филонов. Он считал, что картина, созданная по принципам аналитического реализма, должна расти так же, как и любая другая форма жизни. Система творческих взглядов Филонова сформировалась в 1913-15 годах на базе кубо-футуристических принципов. Аналитический реализм предполагал «органический рост» художественной формы.

Филонов начинал работу с одного угла холста и неуклонно продвигался вверх и в сторону к противоположному углу, работая от частного к общему, оперируя очень плотными, дробными поверхностями и кропотливо прорабатывая детали. В парадигме аналитического реализма отсутствовали определенные схемы: каждая картина должна была создаваться по собственным законам. Мазок кистью рассматривался как «единица действия» и должен был нести в себе одновременное воздействие и формой, и цветом.

Философское обоснование метода было окончательно сформулировано в 1923 году в работах «Декларация Мирового Расцвета» и «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности», когда Филонов читал лекции в Петроградской Академии художеств.

К 1925 году вокруг Павла Филонова сплотились ученики, возникло объединение «Мастера аналитического искусства» (МАИ), также известное как «школа Филонова», куда входили художники Татьяна Глебова, Алиса Порет, Борис Гурвич, Софья Закликовская, Евгений Кибрик, Павел ЗальцманВасилий Купцов и многие другие. Все они воплощали принципы «сделанности» аналитического реализма в своих картинах, графике, театральных, декоративных и оформительских работах.

В 1930-е годы на волне активного насаждения социалистического реализма власти обвинили Филонова в формализме. Официально МАИ перестала существовать в 1932 году, но приверженцы аналитического реализма по-прежнему собирались дома у Учителя на занятия, обменивались идеями.

Филонов создал свой, совершенно особый вариант авангардизма. Он принимал классическое искусство, вводя его элементы в свои работы. Аналитический реализм Филонова легко заимствовал элементы символизма и модерна, а также реминисценции на стилистику Иеронима Босха.

Художник никогда не выезжал из России, а запрет на проведение выставок его произведений продолжался несколько десятилетий. Работы Филонова сохранила его сестра Евдокия Глебова; в 1970-х она передала их ГРМ. Лишь в 1988 году в Русском Музее состоялась первая советская, а затем, в 1990 году в Центре Помпиду в Париже — первая зарубежная выставка мастера, после чего Филонов получил признание как один из классиков искусства XX века.

Знаковые картины в стиле аналитический реализм:
«Головы», Павел Филонов, 1910
«Композиция. Корабли», Павел Филонов, 1913-1915
«Животные», Павел Филонов, 1930
«Ударники», Павел Филонов, 1935
«Лики», Павел Филонов, 1940

Художники, работающие в стиле аналитический реализм:
Павел Филонов, Татьяна Глебова, Алиса Порет, Борис Гурвич, Софья Закликовская, Евгений Кибрик, Павел Зальцман, Василий Купцов, Владимир Авлас, Николай Евграфов, Павел Кондратьев, Юрий Хржановский.

Звездные врата(stargate)

Big data как арт-искусство / Хабр

Анонимизированная визуализация является частью аналитического проекта, проведенного в Тайване для одного мобильного оператора, стремящегося прекратить вредоносные интернет-атаки в свой адрес. «Звездные врата» нацелены на идентификацию и остановку – APT-атак (Advanced Persistent Threat), представляющих собой скрытые и продолжительные процессы взлома компьютеров и систем, нацеленных на конкретную организацию или целую страну по политическим или бизнес-мотивам.

  • Точки: веб-страницы, открытые пользователем.
  • Ребра: пути по направлению к другим страницам.
  • Ширина линии: характеризует промежуток времени пребывания на сайте, а размер узлов представляет показатель, рассчитанный на основе 128 характеристик веб-страницы(категория, оценка репутации, частота посещений, контент, TTL- предписанного времени жизни пересылаемого пакета).
  • Более крупные узлы в центре картины: представляют собой сайты высокой степени риска, которые приводят к вредоносному поведению, на которых имеет смысл увеличить политику безопасности, как пример WAL(Web application firewall).

Анализ охватывает данные логов 2300 сотрудников за период эксплуатации системы в течении одного года. В этом анализе используется nPath, кластерная и текстовая аналитика.

Идеи и идеалы | материалы под рубрикой: аналитика искусства

УДК: 82 930.272 782

Аннотация:

В статье рассматривается визуальная символика, используемая немецким композитором Рихардом Вагнером (1813-1883) в операх «Парсифаль», «Лоэнгрин», «Тангейзер» и «Тристан и Изольда», а также музыкальные особенности данных опер, характерные черты либретто и авторские замечания по балету, непосредственно связанные с визуальными символами. Показано, что визуальная символика Вагнера в рассмотренных произведениях является христианской и либо отсылает к визуальным символам Ветхого и Нового Заветов, либо представляет вариант переинтерпретации композитором античных и древневосточных символов в христианском ключе. Установлено, что Вагнер в четырех рассматриваемых операх формирует христианскую гомилетику (искусство религиозной проповеди) на лингвистическом (либретто) и металингвистическом (музыка, танец, сценография, авторские ремарки в партитуре) уровнях как часть своей методологии Gesamtkunstwerk. Визуальный символизм используется композитором для выстраивания в своих операх целостного проповеднического нарратива. Несмотря на то, что Вагнер не был воцерковленным христианином и не примыкал ни к одной христианской деноминации (он отстаивал идеи религиозного синкретизма в шеллингианском стиле), в своих операх он предстает христианским религиозным проповедником. Его проповедь неканонична с точки зрения традиционного богословия, однако она помогла многим людям, близким к немецким артистическим кругам в XIXв. прийти к принятию христианства, т.е. существуют исторические свидетельства того, что вагнеровская неканоничная проповедь явилась достаточно успешной гомилетической методологией. В статье на основе анализа вагнеровской оперной визуальной семиотики делается вывод, что визуальный символизм, вплетенный в методологию Gesamtkunstwerk, является одной из главных составляющих вагнеровской гомилетической программы.

Дополнительный анализ:  Кто и почему конкурирует на рынке управления домами :: Город :: РБК Недвижимость

Круги звонков(calling circles)

Big data как арт-искусство / Хабр

Куда попадает информация о том, кому вы звоните, когда, как долго разговариваете, кто получает ваши SMS и MMS? Эти данные попадают в базу данных сотового оператора, или любой организации, которая имеет к ним доступ. Эта информация – классический пример «больших данных»: ее объем – колоссальный.

  • Точки: номера телефонов.
  • Ребра: звонки, где длинные – долгие звонки, короткие – непродолжительные.

Линия соединяет 2 точки, то есть тот, у кого есть доступ к такой информации, знает не только то, что у вас есть мобильный телефон, но и то, как часто вы им пользуетесь, кому вы звоните и кто звонит вам. Зачем надо? Такая аналитика очень полезна для сотовых операторов, которые таким образом могут подстраивать тарифы и программы под нужды абонентов и отслеживать привычки и предпочтения пользователей.

Односолодовый пробник(single salt sampler)

Big data как арт-искусство / Хабр

Способна ли аналитика радикально упростить все тонкости и нюансы, накопленные за 700-летнюю историю шотландского виски?Этот тип аналитики используется в науке о продуктах питания. Его можно сочетать с данными о доле рынка и профиле сегмента для создания новых разновидностей вкуса или для перепозиционирования уже существующих брендов в новых сегментах.

Для поклонников виски он также предлагает увлекательный способ исследовать эту чрезвычайно сложную предметную область. Если вам нравится вкусовой профиль одного бренда, вы можете попробовать другие, похожие на него, или же открыть для себя совершенно другие типы вкусовых сочетаний.

  • Точки: бренды односолодового виски.
  • Ребра: степень похожести между виски – чем толще и темнее линия, тем более схожи вкусовые характеристики.

Визуализация состоит из 86 односолодовых брендов, сгруппированных по 12 вкусовым характеристикам(сладость, медовые нотки, ореховый привкус и т.д.)

Просто о сложном: art investment. продолжение


В продолжение первого материала мы рассмотрим основные характеристики предметов искусства в качестве актива и перечислим мотивации инвестора

Первую часть материала вы можете найти здесь

Предметы искусства с инвестиционной точки зрения такой же материальный актив, как драгоценные металлы, недвижимость, акции и другие ценные бумаги. В середине 1980-х «язык искусства» начали переводить на понятный инвестору финансовый язык. С 2000-х годов, после появления доступных статистических баз данных и инвестиционной аналитики, искусство начали использовать в качестве осмысленного финансового инструмента.

Итак, что мы знаем сегодня о предмете искусства как об инвестиционном объекте.

1. Искусство как актив: основные характеристики

• Уникальность

Каждый предмет искусства — уникален. Даже тиражные работы имеют уникальный номер и ограниченную серию. В свою очередь, уникальность имеет как положительные (добавочная стоимость), так и отрицательные (необходимость оценки каждого предмета) стороны.

• Высокая мобильность

В отличие от недвижимости, предметы искусства в большинстве случаев мобильны (за исключением, например, инсталляций, смонтированных на зданиях, или интерьерной росписи и т.п.). Это влечет за собой два преимущества: портативность (возможность следования за владельцем при соблюдении законодательных процедур) и трансграничность (способность быть проданными на рынках разных стран). Фактически мобильность превращает предметы искусства в конвертируемую валюту.

• Низкая ликвидность

Предмет искусства — это не акции: его невозможно продать в день принятия решения, о чем следует помнить всегда. При этом уровень ликвидности не зависит от художественной ценности и материальной стоимости актива: порой продажа особенно ценных предметов требует более длительного времени (подготовка к аукционным торгам, юридическое оформление сделки, наличие схожих работ в свободной продаже и пр.).

Дополнительный анализ:  Том Ли, Fundstrat: Bitcoin не подорожает до $250 000 в ближайшие два года :: РБК.Крипто

• География стоимости

Один и тот же предмет искусства может иметь разную стоимость оценки (и итоговую стоимость продажи) на аукционах даже одного дома — скажем, в Нью-Йорке и Гонконге. Иногда работа с высокой художественной ценностью выводится на торги в регионе, где за нее заведомо заплатят меньше, для популяризации автора или вовлечения местных коллекционеров в новый сегмент рынка искусства.

2. Искусство как актив: основная терминология

• Комиссии и сборы

При покупке и продаже предметов искусства в большинстве случаев имеют место комиссии аукционных домов и частных дилеров. В зависимости от стоимости предмета искусства и условий сделки они варьируются от 3 до 50 процентов. В идеале аналитиками просчитывается даже лучшая страна для приобретения работ, учитывая курсы валют и налоговые режимы ввоза-вывоза.

CAGR (среднегодовой темп роста)

Показатель, который высчитывается исходя из статистики повторных продаж предметов искусства при смене владельца. Фиксируется сразу несколькими международными аналитиками в отдельных нишах: например, Artnet TOP-100 Artists (сто самых продаваемых художников) показывает 8 % CAGR с 2021 по 2021 год, Mei & Moses All Art Index (весь рынок в целом) имеет цифру 7,3 %. Арт-фонды показывают в среднем 15 % CAGR, наиболее успешные из фондов (с агрессивным стилем управления и доступом к инсайдерской информации) — до 50 %.

• ROI (доход на инвестиции)

Рассчитывается исходя из значения CAGR минус отрицательный денежный поток в виде расходов на содержание и комиссий при продаже (которые составляют в среднем 1–3 % в год за управление и 3–50% единоразовой комиссии продавца за весь срок владения).

• Волатильность (рисковое отклонение)

Deloitte Art & Finance определяет среднюю волатильность рынка искусства инвестиционного качества на уровне 25 %. Если говорить грубо, это означает, что при аналитическом подходе к выбору приобретаемых активов возможность допустить ошибку (получить отрицательную прибыль при перепродаже) составляет один шанс к четырем успешным. Отдельные исследования показывают, что предметы искусства, приобретенные без предварительной аналитики, имеют волатильность на уровне 50 % (например, старые мастера из-за риска подделок и современное искусство из-за недобросовестных действий при развитии карьеры художника — подставных аукционов и пр.).

3. Искусство как актив: основные недостатки

• Низкая ликвидность

Инвесторы, для которых приоритетом является скорость оборота актива, ставят низкую ликвидность искусства на первое место среди его недостатков. Кстати сказать, в мире действуют несколько ликвидационных компаний (не путать с залоговыми компаниями и банками, предоставляющими кредиты, — о них поговорим в свое время), готовых обменять предмет искусства оценочной стоимостью до $100 млн на наличные деньги в течение 72 часов. При этом владелец получает всего 10–15 % от стоимости своего предмета.

• Отсутствие информации по 100 % сделок

Из прошлого материала мы помним, что статистику для финансовой аналитики инвестору дают базы данных аукционных продаж. Однако это лишь половина рынка (до 48 %, аукционные дома), тогда как другая сторона — приватный рынок (до 52 %, галереи и дилеры) — не публикует данные своих транзакций. Долгое время это оставалось нерешенной проблемой, пока в 2021 году ирландский экономист Клэр Макэндрю не выпустила книгу Fine Art and High Financе, в которой предложила систему обсчета рынка приватных продаж. Если вкратце, экономист обнаружила корреляцию (зависимость) между двумя сторонами рынка и определила ее коэффициент. Основанная Макэндрю компания Art Economics проводит опрос 6,5 тысячи фигурантов приватного рынка, на которых приходится более 90 % всех продаж сектора. Далее применяется специальный статистический мультипликатор, который экстраполирует данные на остальную часть рынка. Сегодня этой системой пользуется Art Basel для ежегодного отчета о рынке искусства, а Макэндрю возглавляет ее аналитический отдел. Важно понимать: полученные данные показывают объем приватного рынка искусства, без конкретики по ценам отдельных предметов. Соответственно, в распоряжении инвестора остается единственный источник — аукционный рынок с его 48 % глобального рынка искусства.

• «Фактор провенанса»

Несмотря на то, что провенанс — это история бытования (смены владельцев, экспонирования) работы, под данную статью подпадают все опасности, связанные с документацией или отсутствием таковой. В первую очередь сюда относится вероятность приобрести поддельный предмет искусства. Работа может иметь нехорошую историю при смене владельцев: от банальной кражи до реквизиции коллекций во время нацистской оккупации Европы. В обоих случаях искусство подлежит реституции (возврату прежнему законному владельцу), что необходимо исключить на этапе аналитики, перепроверив не только историю работы по документам, но и историю самих документов. Завершают краткий перечень отсутствие документов на ввоз в страну приобретения (что влечет проблему с вывозом) и необходимость делать дополнительные отчисления некоторым художникам при перепродаже их работ (право следования согласно Бернской конвенции 1886 года).

Дополнительный анализ:  Работа аналитик в Сбербанк России в Москве, 5401 вакансия. Свежие вакансии Сбербанк России Москва |

• Высокая стоимость содержания

Как упоминалось в нашем материале о менеджменте коллекций, управление собранием влечет издержки 1–3 % в год от стоимости всей коллекции. На первый взгляд это немного, но когда инвестор выбирает долгосрочную стратегию — то сложенные цифры заставляют его задуматься.

4. Искусство как актив: основные достоинства

• Доступность прогнозирования

Имеющиеся в распоряжении инвестора статистика, инструменты ее анализа и квалифицированные специалисты сегодня могут рассчитать доходность инвестиций аналогично другим привычным для инвесторов активам.

• Устойчивость в кризисный период

Рынок искусства показывает хорошую устойчивость во время экономических кризисов: во-первых, оборот продаж искусства проседает меньше, чем средний оборот других товаров, во-вторых, арт-рынок реагирует на кризисы с «опозданием» в среднем на сезон (6–12 месяцев). Это связано с тем, что с началом кризиса многие владельцы стремятся продать свои активы, а другие — со свободным капиталом — пользуются возможностью приобрести их на спаде. Главное, что нужно запомнить: в целом искусство не дешевеет во время кризиса — падает покупательная способность коллекционеров. У тех же, кто готов продать свою коллекцию дешевле, просто не выдерживают нервы. На возобновление экономического роста рынок искусства тоже реагирует с опозданием на сезон. Это связано с тем, что искусство не является предметом первой необходимости в первые пост-кризисные годы.

• Умеренные показатели риска

Волатильность на уровне 25 % — это среднее между драгоценными металлами (14–16 %) и недвижимостью (32–35 %). Для многих инвесторов это является серьезным преимуществом.

• Возможность влиять на капитализацию

Когда инвестор становится миноритарным акционером публичной компании, например, Tesla, то он не может в одиночку влиять на ее деятельность и рост стоимости акций. Приобретая предмет искусства, он становится его единоличным владельцем — что открывает совершенно другие инструменты. Именно через менеджмент коллекций, насчитывающий около 50 действий по монетизации искусства, владелец может влиять на рост стоимости своего актива, в зависимости от обстоятельств на меняющихся рынках.

5. Искусство как актив: основные мотивации

Рынок выделяет три мотивации при покупке искусства (сводные данные отчетов Deloitte Art & Finance 2021, 2021 и Artsy Online Art Collector Report 2021):

• Эмоциональная инвестиция

Достаточно широкий разлет: от «влюбился, спать не мог, приобрел» до «подбирал, чтобы гармонировало с цветом стен и мебелью». Объединяет их одно: в основе решения о покупке лежала эмоция. Таковых покупателей в последние 10 лет на рынке было около 60 %.

• Финансовая инвестиция

«Купить дешевле — продать дороже»: эта экономическая формула лежала в основе приобретений в среднем 25 % работ. Далее инструменты варьировались: оптимизация налогообложения, размещение в хеджевых арт-фондах, спекуляция и др.

• Социальная инвестиция

«Ты — мне, я — тебе»: искусство, которое приобретается для выхода обладателя на новый социальный уровень или поддержки собственного бизнеса. Тому, кто показывает наличие собственных денег, охотно несут деньги чужие. В эту же категорию отнесем и подарки: поддержка дружбы или близких отношений тоже социальная инвестиция. Впрочем в численном выражении это самая небольшая категория: 15 %.

Следует еще раз повторить: приведенные цифры показывают лишь основной мотив, влияющий на покупку. Мотивов инвесторов в искусство в «чистом виде» сегодня практически не существует: все одновременно держат в голове три указанных фактора. В следующем, заключительном материале об инвестициях в искусство мы расскажем о типологии инвесторов, их стратегиях и основных ошибках.

Ссылки о проекте:

  1. Официальная страница проекта Art of Analytics, здесь будут опубликованы исследования.
  2. Еще одна страница проекта.

Финансовые фонтаны(funding fountains)

Big data как арт-искусство / Хабр

Этот милый букет из ленкоранской акации – все перемещения денег между разными компаниями, которые отмечены разными цветами.

  • Точки: компании.
  • Линии: количество транзакций: чем больше линий, тем компания успешнее.

Большая компания будет смотреть на большие цветки и сотрудничать с ними, уберегая себя от рисков, а хилые цветочки – рискованные предприятия – будут привлекать внимание различных фондов поддержки, не затрагивая весь рынок и не подвергая риску экономику в целом.

Данные о сделках, загруженные для обработки: более 60 млн. записей о 670 тыс. компаний. В графе насчитывается 3883 точек и 3943 линий.

Эпицентр шторма(eye of the storm)

Big data как арт-искусство / Хабр

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий