Арбитражные споры

Содержание
  1. Какие споры рассматривает арбитражный суд
  2. Место рассмотрения спора
  3. Примеры арбитражных споров
  4. Виды арбитражных споров
  5. Договорные споры
  6. Корпоративные спора
  7. Административные спора
  8. Таможенные споры
  9. Патентные споры
  10. Иные споры
  11. Особенности урегулирования налогового спора в суде
  12. Комментарий к статье.
  13. Перечень источников
  14. Международные договоры РФ
  15. Федеральные конституционные законы и федеральные законы
  16. Кодифицированные акты — кодексы
  17. Блок федеральных подзаконных актов
  18. Правовые позиции Конституционного Суда
  19. Постановления Президиума ВАС РФ по конкретным делам
  20. Акты Высшего Арбитражного Суда РФ, разъясняющими судебную практику по отдельным вопросам
  21. Варианты разрешения арбитражных споров
  22. Арбитражное приказное производство (глава 29. 1 АПК РФ)
  23. Упрощенное производство (глава 29 АПК РФ)
  24. Частное определение (глава 21 АПК РФ)
  25. Когда необходимо прибегать к досудебному урегулированию налоговых споров
  26. Вопросы и ответы
  27. Этапы судебного урегулирования налоговых споров
  28. Административный порядок разрешения налогового спора
  29. Преимущества досудебного решения налоговых споров
  30. Подготовка к арбитражному процессу
  31. Досудебное урегулирование спора
  32. Что происходит после направления претензии
  33. Подготовка и направление иска в суд
  34. Протоколирование судебного заседания (аудио и видео запись)
  35. Длительность судебного заседания
  36. Этапы рассмотрения споров
  37. Этапы арбитражного разбирательства
  38. Порядок принятия решения арбитражным судом
  39. Разрешение споров в арбитражном суде
  40. Когда можно обратиться в суд
  41. Особенности налоговых конфликтов

Какие споры рассматривает арбитражный суд

В данных спорах рассматриваются исключительно предпренимательские споры юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, муниципальных и федеральных органов и субъектов Российской Федерации (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Место рассмотрения спора

Любой арбитражный спор рассматривается арбитражным судом по договорной или законодательной подсудности, к примеру арбитраж Москвы для организаций зарегистрированных в Москве и арбитраж области для областных компаний.

Примеры арбитражных споров

Все виды финансово-хозяйственные споров связаны с неисполнением обязательств и по возмещению причиненного ущерба. К примеру:

  • Не исполнение обязательств по поставке оплаченного товара.
  • Отказ в передачи оплаченного товара.
  • Срыв сроков поставки авансированного товара по договору.
  • Возмещение причиненного ущерба в связи с нарушением сроков исполения контракта.
Дополнительный анализ:  Начисления не будут учитываться и вычеты по НДС будут сняты, если у ваших контрагентов есть эти признаки

Виды арбитражных споров

Налоговое законодательство на 30% регламентируется внутренними инструкциями ФНС, судебная практика в некоторых случаях противоречит сама себе, особенно по делам касающимся госимущества и связанных с ним налогов.

Никто не застрахован, особенно средний и крупный бизнес, именно за их счет выполняется план по сбору налогов и штрафов. С 2017 года сильно начали «трясти» и малый бизнес, особенно в части заработной платы и налоговых льгот. Подробнее о наших услугах в материале налоговые споры.

Договорные споры

Крупнейший пласт судебных спором юридических лиц, это споры связанные с нарушением прав по заключенным договорам. В 99,9% случаев, нарушения и непонимание закладываются в момент подписания договоров, что в случае спора приводит к различному понимание сторонами отдельных пунктов и целых абзацев подписанного соглашения.

В связи с переходом на МСФО становится актуальным вопрос управления рисками, а именно переход права собственности на товар или услугу при различных обстоятельствах, подробнее об услугах фирмы по разрешению данных вопросам в материале договорные споры.

Корпоративные спора

Практика показывает 3 основные причины данных споров:

  • когда один работает, а другой ждет;
  • когда кто-то осознано хочет обмануть своего партнера и присвоить его долю себе;
  • вопросы наследования бизнеса.

Варианты этих причин могут быть различные, а вот методы достижения могут носить и уголовный характер. Подробнее о различных схемах и судебной практики по их разрешению читайте в корпоративные споры.

Административные спора

Даже самое успешное и выгодно взаимодействие с властью приводят к разногласиям и судебным спорам. Но даже не взаимодействуя можно получить постановление о выявленном нарушении или исправлении и приведении чего бы-то либо в соответствии с постоянно меняющемся законодательством. С 2016 года КоАП внесены изменения об увеличении штрафных санкций, и можно за небольшое нарушение получить штраф по 500 тыс. руб. Подробнее о данных спорах и способах их разрешения, в нашей статье: Административные споры.

Таможенные споры

Внешнеторговая деятельность рентабельный бизнес, но взаимодействие с таможенной службой, не стыковки в документах, нарушения срока взимания и оплаты пошлин приводят к «зависанию» товара на таможенном складе, и последствиям в виде новых штрафов за не исполнение контрактов и дополнительных затрат на хранение. Подробнее об это и не только в материале таможенные споры.

Патентные споры

Данные споры стали актуальны с развитием телевидения и интернета, ввиду огромного числа уникальных технических разработок и всех видов контента.

Вопрос регистрации и правильного оформления основное в разрешении данных спорах, подробнее в нашем блоке патентные споры.

Иные споры

Как показывает практика, данные споры характеризуются многогранностью и определенной сложностью. Поскольку споры в арбитражах нередко идут на миллионы рублей, сам процесс требует серьезного отношения и профессиональных навыков ведения дела. В связи с этим коммерсантам полезно вооружиться информацией об особенностях арбитражного судопроизводства и подготовки к судебному разбирательству.

Особенности урегулирования налогового спора в суде

У рассмотрения дела в суде есть существенное преимущество: беспристрастный взгляд на ситуацию и доводы сторон. Вышестоящая инстанция, так или иначе, не нейтральная сторона конфликта, поэтому ее решения могут быть ангажированными. И если это действительно так, обращение в суд повышает шансы налогоплательщика восстановить справедливость.

Но важно понимать и принципы, по которым проходит рассмотрение дел арбитражным судом. По сути, судебный орган будет работать с теми документами и доказательствами, которые ему предоставят стороны. Он изучит спорное решение или акт налоговой инспекции, проверит доказательства. Случается, что вердикт суда при этом полностью противоположен тому, который вынесли налоговые сотрудники.

Перед обращением в суд обязательно стоит проконсультироваться с юристом. Составление иска тоже стоит доверить профессионалу, потому что он должен на 100% соответствовать нормам арбитражного законодательства. Не меньшее внимание следует уделить документам, которые прилагаются к исковому заявлению.

К иску следует приложить бумаги, которые обосновывают вашу позицию, все необходимые доказательства, а также документы, без которых исковому заявлению не дадут хода. Это квитанция, подтверждающая факт оплаты пошлины за рассмотрения дела в арбитражном суде, доверенность или договор, которые подтверждают полномочия юриста по представлению интересов налогоплательщика. К этой же категории принадлежит свидетельство о регистрации в качестве юридического лица и выписка из реестра со сведениями об истце и ответчике.

При обращении в суд обязательно нужно подтвердить, что вы направили другим участникам дела копию иска. Наконец, к исковому заявлению прилагают бумаги, подтверждающие, что ранее вы пытались решить конфликт в административном порядке.

Комментарий к статье.

1. Комментируемая статья раскрывает содержание такого важнейшего принципа правосудия, как гласность, согласно которому разбирательство дел в суде является по общему правилу открытым.

Гласный характер арбитражного процесса раскрывается в нормах АПК РФ, предоставляющих участвующим в деле лицам право присутствовать во всех судебных заседаниях (ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 153), при совершении отдельных процессуальных действий (ч. 2 ст. 83, ч. 1 ст. 159), при исследовании судом всех видов доказательств (ч. 2 ст. 78, ч. 2 ст. 79, ч. 2 ст. 81, п. 3 ст. 86, ч. 3 ст. 88, ч. 3 ст. 89), быть ознакомленными с материалами дела и получать копии процессуальных бумаг, право знакомиться с особым мнением судьи по делу (ч. 1 ст. 41). С этими правами корреспондирует обязанность суда направлять участвующим в деле лицам копии всех судебных актов, принимаемых в процессе рассмотрения дела (ст. 122).

Также открытость судебного разбирательства предполагает, что заседания суда может посещать любое лицо, а суд, в свою очередь, не имеет права препятствовать ему в этом. Какие-либо исключения могут быть установлены только законом. Как следует из п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 61, в открытом судебном заседании вправе присутствовать любой гражданин, в том числе представитель средства массовой информации. При этом арбитражным судам следует учитывать, что при отсутствии оснований для осуществления разбирательства дела в закрытом судебном заседании арбитражный суд не вправе отказать в допуске в судебное заседание желающим присутствовать в нем гражданам, в том числе по причине недостаточной вместимости зала судебного заседания. В этих случаях в суде может быть организована возможность ознакомления таких лиц с ходом судебного разбирательства, например, посредством трансляции судебного заседания. О присутствии в судебном заседании публики судья, председательствующий в судебном заседании, объявляет в судебном заседании. Граждане, в том числе представители средств массовой информации, вправе присутствовать в предварительном судебном заседании, а также пользоваться при этом правами, предусмотренными ч. 7 ст. 11 АПК РФ, при отсутствии оснований для осуществления разбирательства дела в закрытом судебном заседании.

2. Положения, закрепленные в ч. ч. 2 — 3 комментируемой статьи, содержат ограничение принципа гласности, обусловленное публичными интересами, а именно недопущением разглашения сведений, составляющих ту или иную разновидность тайны. АПК РФ связывает режим закрытого судебного заседания с одной из двух причин:

— если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны;

— если лицо, участвующее в деле, обратилось в суд с мотивированным ходатайством. В последнем случае лицо обязательно должно сослаться на необходимость сохранения охраняемой законом тайны.

Таким образом, законодатель различает ситуации, когда принцип гласности ограничивается императивно и когда он может быть ограничен определением суда в связи с доводами, представленными заявителем. Такое различие связано с разницей правовых режимов государственной и иной охраняемой законом тайны. В первом случае предполагается, что суд как орган государственной власти во всех случаях знает, есть ли вероятность разглашения тайны, во втором — что стороны и иные лица, участвующие в судебном разбирательстве, более компетентны, поскольку подобного рода информация затрагивает прежде всего их частные интересы.

Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»). Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области (например, о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ);

2) сведения в области экономики, науки и техники (например, о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники и пр.);

3) сведения в области внешней политики и экономики (например, о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства, и пр.);

Важно иметь в виду, что отсутствие у лиц, участвующих в деле, их представителей, а также экспертов, специалистов, свидетелей и переводчиков в случаях их участия в рассмотрении дела допуска к государственной тайне, оформленного в соответствии с законом, не является основанием для их отстранения от участия в рассмотрении дела.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд РФ со ссылкой на ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» и правовую позицию Конституционного Суда РФ, данную в Определении от 10.11.2002 N 293-О, судья обязан предупредить участников арбитражного процесса об уголовной ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, о чем у них отбирается соответствующая расписка (обязательство), копия которой приобщается к материалам дела.

Разбирательство дела в закрытом судебном заседании в связи с сохранением государственной тайны должно осуществляться в специально оборудованном помещении.

Что касается иных видов тайны, то для каждой из них определен свой правовой режим в соответствии с тем или иным федеральным законом. Так, под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. При этом к информации, составляющей коммерческую тайну, относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Под банковской тайной понимается информация об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов кредитной организации (ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности») и т.д.

Высший Арбитражный Суд РФ отметил, что судья, рассматривающий дело, не вправе по собственной инициативе решать вопрос о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании в связи с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны. При этом судья вправе обратить внимание участвующих в деле лиц на возможное наличие в материалах дела информации, которая может быть отнесена к охраняемой законом тайне, и разъяснить им право подать соответствующее ходатайство, а также последствия разрешения такого ходатайства.

Ходатайства о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в связи с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны могут быть поданы лицами, участвующими в деле, как до открытия судебного заседания (в том числе при подаче искового заявления (заявления), жалобы, в предварительном судебном заседании), так и непосредственно в судебном заседании, в том числе одновременно с заявлением ходатайства о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела. Подача такого ходатайства иным участником арбитражного процесса исходя из ч. 2 ст. 11 АПК РФ не допускается (см. п. п. 17 — 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 61).

Комментируемая статья (ч. 4) обращает внимание на то, что закрытым может быть как все судебное разбирательство, так и его часть, поскольку вероятность разглашения охраняемой законом тайны может существовать лишь в ходе осуществления отдельного процессуального действия (например, при заслушивании показаний именно одного, конкретного свидетеля).

3. Как следует из ч. ч. 5 — 7 комментируемой статьи, режим закрытого судебного заседания предполагает ограничение возможности лиц по присутствию в нем. К участию допускаются лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях — эксперты, специалисты, свидетели и переводчики. Участие иных субъектов не предполагается. Кроме того, не допускается использование системы видеоконференц-связи, что вполне обоснованно, поскольку в этом случае вне области контроля суда лежит распространение информации, подпадающей под режим охраны. Однако, как разъяснил Высший Арбитражный Суд РФ, в случаях, когда при рассмотрении дела используются системы видеоконференц-связи и арбитражный суд переходит к рассмотрению дела в закрытом судебном заседании в связи с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны, суд вправе продолжить использование систем видеоконференц-связи, если при этом обеспечивается сохранность соответствующих сведений и отсутствуют возражения относительно использования систем видеоконференц-связи со стороны участвующих в деле лиц — обладателей таких сведений (см. п. 22.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 61).

— если фиксация осуществляется посредством кино- и фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания арбитражного суда по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, то такие действия могут быть совершены только с разрешения судьи, председательствующего в судебном заседании.

5. Как следует из ч. 8 комментируемой статьи, все судебные акты объявляются арбитражным судом публично. Буквальное толкование этой нормы позволило бы считать, что она действует вне зависимости от того, в открытом или закрытом режиме проводилось судебное разбирательство, но в этом случае режим охраняемой законом тайны оказался бы под угрозой нарушения. Поэтому в том случае, если судебный акт, которым окончено рассмотрение дела, содержит сведения, на которые распространяется режим тайны (государственной, коммерческой, налоговой и т.д.), объявление такого акта должно осуществляться в закрытом судебном заседании, о чем говорит и п. 26.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 61.

Помимо объявления судебного акта непосредственно после его вынесения закон также предусматривает размещение некоторых сведений, полученных в ходе судопроизводства в арбитражных судах, в сети Интернет, что предполагает доступ к ней со стороны неограниченного количества пользователей в течение неопределенно долгого времени. В силу требований ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в сети Интернет должна размещаться информация, связанная с рассмотрением дел в суде, а именно:

— требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, и (или) образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд;

— сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде;

— сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства);

— тексты судебных актов, размещаемые с учетом требований закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов — сведения об источниках их опубликования и т.д.

Также установлено, что тексты судебных актов размещаются в сети Интернет после их принятия. В полном объеме размещаются тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию (таковы, в частности, вступившие в законную силу решения Суда по интеллектуальным правам по делу об оспаривании нормативного правового акта или по делу об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, согласно ст. 196 АПК РФ). Иные судебные акты могут публиковаться в сети Интернет с сокращениями. АПК РФ предписано, что при размещении в сети Интернет текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов. Кроме того, не подлежат размещению в сети Интернет тексты судебных актов, вынесенных по делам, затрагивающим безопасность государства, о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния и пр.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Арбитражные споры

Поделиться с друзьями

Источниками АПП являются те формы, в которых внешне закрепляются и функционируют соответствующие правовые нормы.

Одним из подтверждений существования самостоятельной отрасли права, как правило, является наличие системы нормативных кодифицированных актов, регулирующих однородные общественные отношения. Этому условию полностью отвечает АПП, нормы которого облечены в форму системы федеральных законов.

В ч. 1 ст. 13 АПК РФ приведен перечень нормативных правовых актов, на основании которых арбитражный суд рассматривает дела.

При этом законодатель в данном перечне использует, по существу, две классификации, известные в правовой науке. Здесь представлена,

  • во-первых, классификация закона по юридической силе (основная классификация): нормативные правовые акты расположены в порядке убывания юридической силы;
  • во-вторых, они сгруппированы по уровням их принятия: международный, федеральный, региональный, местный.

Наряду с отмеченными классификациями нормативных актов в правовой науке и практике используется и классификация по такому основанию, как характер этих норм. Здесь можно выделить две группы: акты процессуального и материального законодательства. Арбитражные суды при рассмотрении дел применяют и те и другие акты.

Стоит признать, что данная классификация в известной мере носит условный характер.

Так, встречаются акты, применяемые арбитражными судами, которые носят смешанный характер, включающие в себя одновременно и процессуальные, и материальные правовые нормы. К таким актам можно отнести, например, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», регламентирующий как материальные, так и процессуальные отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством).

Перечень источников

В которой закреплен ряд принципиальных положений, имеющих основополагающее значение для арбитражного процесса. Конституция определяет, кем осуществляется правосудие, в том числе определено, что экономическое правосудие осуществляется арбитражными органами; порядок образования органов, осуществляющих судебную власть, их положение в системе властных государственных органов РФ; основные подходы правосудия (ст. 19, 20, 47, 50, 51, 118, 123, 128). Конституция гарантирует судебную защиту прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46).

Международные договоры РФ

Согласно ч. 3 ст. 3 АПК если международным договором установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством, то применяются правила международного договора. Как указано в ч. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы

Которые являются основными нормативными актами, регулирующими организацию, компетенцию и порядок деятельности арбитражных судов. К ним относятся федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» (закреплена система Российской Федерации, основное назначение и их задачи) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (закреплена система арбитражных судов в Российской Федерации, основные принципы их деятельности, полномочия и порядок образования и деятельность арбитражных огранов различного уровня, организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, обязательность судебных актов арбитражных судов).

Кодифицированные акты — кодексы

Которые в целом можно охарактеризовать как системообразующие акты в соответствующих отраслях законодательства. К таким актам, в частности, относятся: ГК РФ, НК РФ, КоАП и др. Специфика этих актов состоит в том, что законодатель устанавливает приоритет норм, содержащихся в этих актах, над предписаниями других федеральных законов. При этом рассматриваемые акты по своей природе являются федеральными законами. Однако Конституция РФ формально не выделяет подобные акты (кодексы) среди прочих федеральных законов. Более того, в юридической литературе высказано мнение о том, что положения кодексов, в частности ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ, устанавливающие приоритет норм этих актов над нормами иных федеральных законов, не могут быть применены, как противоречащие положениям ст. 76 Конституции РФ.

Блок федеральных подзаконных актов

К ним относятся (в порядке убывания юридической силы): нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.

  • Согласно ст. 90 Конституции Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории и которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Необходимо обратить внимание на то, что в ч. 1 ст. 13 АПК РФ речь идет лишь о нормативных актах Президента. В то же время среди актов Президента (указов и распоряжений) можно выделить и акты ненормативного характера. Ненормативными являются в основном распоряжения, но такой характер может быть и у отдельных указов Президента.
  • Правительство в соответствии со ст. 115 Конституции РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации. Однако постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ. Как и в случае с актами Президента, ч. 1 ст. 13 АПК РФ указывает на акты Правительства, которые имеют нормативный характер. Согласно ст. 23 ФКЗ 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, в то же время акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.
  • Наряду с нормативными правовыми актами Президента и Правительства арбитражные суды рассматривают дела и на основании нормативных актов федеральных министерств и ведомств. Эти акты также следует отличать от соответствующих актов ненормативного характера. Например, это Приказ Федерального агентства по атомной энергии от 27 февраля 2008 г. N 104 «Об утверждении Порядка организации работы Федерального агентства по атомной энергии в делах о банкротстве и в процедурах банкротства стратегических предприятий и организаций», письмо Минфина РФ от 3 сентября 2008 г. N 08-04-14/2252 «О необходимости уплаты государственной пошлины публично-правовыми образованиями при обжаловании актов арбитражных судов» и другие акты.

Правовые позиции Конституционного Суда

Эти правовые позиции Конституционного Суда занимают особое место среди источников отечественногозаконодательства. При анализе правовых позиций Конституционного Суда РФ в юридической литературе справедливо указывается на то, что Конституционный орган осуществляет правотворческую деятельность особого рода, его правовые позиции обладают нормативной силой и являются преюдициальными для судов. В некоторых случаях отдельные акты Конституционного Суда РФ приравниваются, по существу, к нормативным правовым актам.

Постановления Президиума ВАС РФ по конкретным делам

Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота не должны противоречить обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства. Таким образом, по своей правовой силе обычай вторичен по отношению к действующему законодательству.

Арбитражный суд применяет не только положения отечественного законодательства, но и в установленных случаях нормы иностранного закона. По смыслу ч. 5 ст. 13 АПК РФ применение норм иностранного права возможно в трех случаях. Во-первых, это допускается в соответствии с международным договором Российской Федерации. Во-вторых, в соответствии с федеральным законом. В-третьих, в соответствии с соглашением сторон, которое заключено на основании международного договора Российской Федерации и (или) федерального закона.

Акты Высшего Арбитражного Суда РФ, разъясняющими судебную практику по отдельным вопросам

Данные акты формально не названы в ст. 13 АПК РФ, поскольку отечественная доктрина обычно не относит эти акты к источникам права и называет их «дополнительным и вспомогательным элементом нормативно-правового регулирования». Указанный производный характер праворазъясняющих актов Высшего Арбитражного Суда по отношению к нормативным правовым актам усматривается и в содержании ч. 4 ст. 170 АПК РФ, определяющей содержание мотивировочной части решения арбитража. Если нормативные правовые акты, которыми руководствовался орган при принятии решения, должны быть обязательно указаны в отмеченной части решения арбитражного суда, то ссылки на постановления Пленума ВАС по вопросам практики могут содержаться (но могут и не содержаться) в данной части решения. Производный характер разъяснений ВАС по отношению к нормам закона видится и в том, что соответствующее разъяснение не может изменять или отменять нормы закона. При утрате законом своей силы соответствующее судебное разъяснение также фактически перестает применяться, пусть даже и без формальной отмены.

Варианты разрешения арбитражных споров

Арбитражно-процессуальный кодекс позволяет в упрощенной форме судиться по спорам удовлетворяющим следующие требования:

Арбитражное приказное производство (глава 29. 1 АПК РФ)

Глава 29.1 АПК РФ позволяет при обращении в арбитражный суд в соответствии  со статьей 229,1 получать судебный приказ вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя не превышающим 400 000 (четыреста тысяч) рублей, а также в иных случаях.

Госпошлина при подаче заявления о выдаче судебного приказа составит 50% госпошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера (пп. 4.1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Упрощенное производство (глава 29 АПК РФ)

Если сумма долга не превышает 800 000 (восемьсот тысяч) руб от юридических лиц и 400 000 (четыреста тысяч) руб от индивидуального предпринимателя, то возможно применение упрощенного производства. Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 2 (двух) месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

Верховный суд указал на недопустимость рассмотрения спора в порядке упрощенного производства, если в деле нет доказательств того, что ответчик получил копию определения суда о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела. Если же таких доказательств нет, судья не может применять упрощенный порядок и должен вынести определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Частное определение (глава 21 АПК РФ)

Арбитражный суд выносит определения в случаях, предусмотренных АПК РФ, и в других случаях по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства.

Протокольное определение может быть вынесено арбитражным судом без удаления из зала судебного заседания. В случае, если дело рассматривается в коллегиальном составе, судьи совещаются по вопросам, связанным с вынесением такого определения, на месте, в зале судебного заседания. Протокольное определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания. В протокольном определении должны быть указаны вопрос, по которому выносится определение, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и вывод по результатам рассмотрения вопроса.

Когда необходимо прибегать к досудебному урегулированию налоговых споров

Если предмет конфликта – решение налоговой инспекции по итогам проверки, закон требует, чтобы стороны сначала попытались решить конфликт в досудебном порядке. И только если это не получилось, нужно обращаться в суд. В случае, если вы желаете оспорить результаты камеральной или выездной проверки, суд не станет рассматривать иск без доказательств, что предварительно вы пытались решить дело административным путем.

Другими словами, когда предметом спора выступают итоги проверки, сначала следует обратиться в вышестоящий орган с жалобой. При этом жалоба может быть обычной и апелляционной, между этими двумя видами документов есть большая разница.

Апелляционную жалобу подают, чтобы оспорить решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за правонарушение. Речь, конечно, о решении, вынесенном налоговым органом по итогам проверки. Апелляционную жалобу можно направить в вышестоящую инстанцию, если решение еще не успело вступить в силу. Обычная жалоба – это обращение, которое обжалует вступивший в силу ненормативный акт.

Закон предусматривает и другие случаи, когда сначала следует попытаться решить проблему административным путем, а только затем – подавать иск в суд. Например, это относится к спорам, связанным с обжалованием ненормативных налоговых актов, действий чиновников или невыполнения ими обязанностей.

В административном порядке решают такие конфликты между налогоплательщиками и инспекторами, как несогласие с наложенным штрафом, взысканием, приостановление чиновниками операций по счетам. Если сотрудники инспекции отказывают в налоговых вычетах, этот вопрос также проще всего решить без обращения в суд.

Вопросы и ответы

Каким способом налогоплательщики могут подать жалобу в ФНС?

Жалоба подается в письменном виде на бумажном носителе либо в электронной форме, подписывается заявителем или его представителем. Налогоплательщик может подать документ лично или отправив по почте, а также онлайн на официальном сайте налоговой службы РФ или с помощью портала Госуслуг.

Каким способом налогоплательщик получит ответ по жалобе от ФНС?

Решения по жалобе физлиц и организаций налоговики отправляют заявителю тем же способом, которым обращение поступило к ним, а именно:— на бумажном носителе по почте;— в электронном виде через личные кабинеты портала Госуслуг или официального сайта налоговой службы.

Как заявителю узнать о ходе рассмотрения жалобы?

Для более оперативного взаимодействия фискальных органов с налогоплательщиками создан онлайн-сервис «Узнать о жалобе». С его помощью заявитель, не выходя из дома может узнать следующие сведения о своей жалобе:— входящий номер и дату поступления к налоговикам документа;— финальный срок рассмотрения обращения;— статус документа на текущий момент;— сведения о результатах рассмотрения.

Как заявителю узнать результат рассмотрения жалобы?

Онлайн-сервис «Решения по жалобам» создан налоговиками специально для предоставления информации о результатах рассмотрения обращений налогоплательщиков. В сервисе информация отображается в виде решений налоговой службы в разрезе категорий налогоплательщиков, статей Налогового кодекса, названий налогов, сборов и платежей, а также тем налоговых споров.

Этапы судебного урегулирования налоговых споров

  • Получение письменной копии решения вышестоящей инстанции, в которую вы обращались с жалобой.
  • Составление иска и его подача в арбитражный суд вместе с доказательствами.
  • Рассмотрение дела судом и вынесение решение, выдача его на руки обеим сторонам конфликта.
  • Обращение в апелляционный суд, если результаты не устраивают одну из сторон.

Административный порядок разрешения налогового спора

Если у вас возникли сомнения в правильности действий чиновников, и вы уверены, что налоговые инспекторы незаконно оштрафовали предприятие, не спешите подавать иск в суд. Обратитесь к опытному юристу или юридической фирме, которая разрешит конфликт в досудебном порядке.

Во-первых, большинство споров решаются мирно, не доходя до суда. Во-вторых, такая стратегия действий более экономичная с точки зрения финансовых и временных трат. И только если уладить дело миром никак не получится, стоит задуматься об обращении в суд.

Некоторые виды конфликтов позволяют сторонам самостоятельно выбирать стратегию действий. То есть вы можете самостоятельно решать, какой порядок решения конфликта предпочесть. Однако существуют виды споров, которые требуют, чтобы истец сначала попытался уладить дело в административном порядке. Без этого закон не позволяет обратиться в суд.

Итак, административный или досудебный порядок действий предполагает, что вы обратитесь в вышестоящую инстанцию с жалобой или заявлением. Тогда как судебное урегулирование налоговых споров требует, чтобы вы защищали свои права и интересы в суде.

Преимущества досудебного решения налоговых споров

Большинство конфликтов, затрагивающих налоговое право, решают в административном порядке. Даже в этом случае не будет лишним проконсультироваться с юристами и поручить им вести дело. Досудебное урегулирование конфликта – оптимальный вариант, обладающий множеством преимуществ:

  • Короткие сроки рассмотрения жалобы. Вышестоящий орган, куда вы можете подать жалобу, будет обязан рассмотреть ваше заявление в течение нескольких дней или недель, тогда как судебная тяжба может длиться годами.
  • Отсутствие государственной пошлины и судебных сборов. Решение вопроса в судебном порядке всегда обходится дороже с финансовой точки зрения. Потому что при обращении в суд нужно сначала заплатить пошлину. Расходы на юридическое представительство в суде выше, чем за консультации и сопровождение в разрешение споров в административном порядке.
  • Простота оформления бумаг. Составить обычную или апелляционную жалобу достаточно просто, тогда как исковое заявление – задача для опытного профессионала. К тому же для суда придется собрать доказательства собственной позиции.

Рассмотрев вашу жалобу, вышестоящий налоговый орган может оставить ее без удовлетворения или вынести решение в вашу пользу. В таком случае вышестоящая инстанция имеет право отменить ненормативный акт или решение. Причем решение налогового органа могут отменить как полностью, так и частично. Также чиновники могут вынести новое решение, признать действия налоговых органов незаконными.

Но вовсе не обязательно конфликт получится урегулировать административным путем. Если решение вышестоящей инстанции вас не устраивает, вы можете составить исковое заявление в арбитражный суд. Его рассмотрят по общим правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом.

Подготовка к арбитражному процессу

Арбитражные споры

Представляет собой совокупность организационных мер и процессуальных действий, направленных на обеспечение правильного, своевременного и положительного рассмотрения дела в суде.

Досудебное урегулирование спора

Прежде чем обратиться в арбитражный суд, будущий истец должен воспользоваться правом и соблюсти порядок досудебного урегулирования, заблаговременно составить досудебную претензию и направить ее своему оппоненту или соблюсти иной договорной обязательный досудебный порядок урегулирования разногласий (ст. 126 АПК РФ). Невыполнение этого требования закона повлечет возврат искового заявления (ст. 148 АПК РФ). Если же вы получили претензию, то вам необходимо подготовить ответ на досудебную претензию.

Что происходит после направления претензии

  • Если в течение 30 дней после направления претензии стороны не пришли к взаимному соглашению, тогда уже дело передаётся в суд.
  • Если истец проигнорировал требование об обязательном досудебном урегулировании, его иск либо возвратят, либо оставят без рассмотрения.

Подготовка и направление иска в суд

Изучение судебной практики поможет выработать позицию и оценить шансы на выигрыш в суде. Если вы решили обратиться в арбитражный суд и хотите его выиграть, составление искового заявления, ознакомление с делом и подготовку отзыва на него лучше всего переложить на плечи опытного арбитражного юриста, который определит в какой арбитражный суд подавать иск, сформирует неуязвимую судебную позицию, правильно подготовит и составит документы и соберет иную нужную для суда информацию, а так же обеспечит исполнение решения суда и соблюдение сроков исковой давности.

Если в исковом заявлении суд обнаружит формальные недостатки, оно будет оставлено без движения (ст. 128 АПК РФ), а это, в свою очередь, задержит сроки разрешения ситуации. Общий срок исправления ошибок в иске определяется судом но не более 30 календарных дней, при этом общие сроки принятия иск арбитражным судом остается неизменным.

Протоколирование судебного заседания (аудио и видео запись)

В ходе судебного заседания осуществляется протоколирование судебного заседания и аудио запись, также этим правом обладают и участники сторон. Для получения данного права необходимо обратиться с ходатайством к суду о проведение видео, аудио и фотосъемки.

Длительность судебного заседания

Арбитражные суды составляя свое расписание предоставляют на каждое дело максимум 15 минут, практика показывает, что только ожидание составляет порядка 40 минут. Само заседание может длиться и 20 и 30 и 40 минут, далее суд назначает дату нового заседания или объявляет перерыв.

Этапы рассмотрения споров

Судебное разбирательство проводится в строгой последовательности, предусмотренной АПК РФ, и включает 3 стадии:

  • подготовительную часть;
  • рассмотрение дела по существу (исследование доказательств и судебные прения);
  • постановление и объявление решения.

Этапы арбитражного разбирательства

  • Суд первой инстанции.
  • Суд апелляционной инстанции.
  • Суд кассационной инстанции.
  • Верховный суд РФ.

Порядок принятия решения арбитражным судом

Суд принимает решение, основываясь в основном на представленных сторонами спора доказательствах (ст. 168 АПК РФ). Поэтому второе главное условие успешного ведения дела

подкрепление позиции надежными доказательствами, в первую очередь, письменными (ст.ст. 64, 75 АПК РФ). Самыми важными документами являются договоры, сопровождающие их и подтверждающие исполнение документы (акты приема-передачи, акты сверки и т.д.).

Суд также примет переписку сторон, в том числе по электронной почте, если можно достоверно установить отправителя и адресата. Результаты экспертизы особенно востребованы в спорах, возникающих из договоров строительного подряда. Все представленные доказательства должны иметь непосредственное отношение к установлению обстоятельств судом по делу (статья 67 АПК РФ). При этом отсутствие необходимых документов или неверное их оформление, незафиксированность исполнения обязательств существенно затрудняют ход дела.

Завершающей ступенью ведения процесса можно назвать умение выступать в суде:

  • уверенно и не смущаясь,
  • говорить и задавать каверзные вопросы оппоненту,
  • давать правильные ответы судье и противной стороне.

Поражение в споре можно потерпеть по объективным причинам (например, из-за судебной ошибки или неблагоприятного стечения обстоятельств) или по вине самого участника процесса. Недобросовестное поведение, как в досудебный период (например, уклонение от принятия должного исполнения), так и в период судебного разбирательства (например, намеренное затягивание процесса) чревато различными негативными последствиями, включая проигрыш.

Проиграть можно также из-за неправильно подобранных доказательств или их отсутствия, безграмотно составленных документов, неспособности убедительно выступить в процессе и по другим подобным причинам. И наоборот, юридическая грамотность, хорошая подготовка к борьбе, психологический напор и решительность большей частью приводят к победе над противником.

Разрешение споров в арбитражном суде

Решение споров в арбитражном суде очень эффективный, но все же крайний способ выяснения взаимоотношений. Лучше всего постараться урегулировать проблемы мирными способами, которые минимизируют потери сторон и обеспечат сохранение партнерских отношений.

Такая возможность есть на любой стадии спора: от момента возникновения конфликта до исполнительного производства.

Обращение в суд, как правило, это единственная возможность разрешить сложившуюся ситуацию и доказать свою правоту. Задаваясь вопросом как разрешить судебный спор, вы можете обратиться к нам за услугой: арбитражный адвокат, при этом обратите внимание на отзывы наших клиентов и судебную практику.

Когда можно обратиться в суд

Подать иск против налоговой инспекции имеет право любое физическое или юридическое лицо, несогласное с ненормативными актами, действиями или решениями чиновников. Если налоговая инспекция неправомерно создает препятствия для предпринимательской деятельности, это тоже может стать предметом иска.

Сроки подачи искового заявления ограничены. У вас есть 3 месяца с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов. По истечении этого периода арбитражный суд не примет иск. В свою очередь, арбитражный суд должен рассмотреть заявление в течение 3 месяцев после подачи иска, и не просто рассмотреть, но и вынести определенное решение. Может оказаться, что решение суда первой инстанции не устроит одну из сторон. Тогда она может обжаловать его в апелляционном суде.

Особенности налоговых конфликтов

Российское налоговое законодательство определяет НС как конфликт между налогоплательщиком и государственным органом. Под налогоплательщиком понимают как отдельного человека, так и организацию, коммерческую и некоммерческую компанию. Нарушение прав при этом может быть реальным или предполагаемым, однако данная категория споров обязательно затрагивает вопросы правильности налоговых расчетов и выплат.

Основанием для спора могут также служить действия официальных лиц, которые затрагивают интересы налогоплательщика. Как правило, речь идет о сотрудниках налоговой инспекции. Закон предлагает разрешить такой конфликт в административном или судебном порядке.

Главная особенность разрешения налоговых споров, как мы уже упоминали, заключается в том, что одной из сторон конфликта всегда выступает государство в лице ФНС. Налоговый орган представляет интересы государства, что усложняет дело. Поэтому такими спорами занимаются квалифицированные юристы, хорошо знакомые с налоговым правом и смежными областями.

Несмотря на вышеперечисленные факторы, не любой конфликт будет являться налоговым спором. Чтобы разногласие подходило под категорию НС, должны выполняться следующие условия:

  • Предмет возникшего конфликта – это всегда права или обязанности налогоплательщика, которые связаны с начислением и уплатой налогов, пошлин и других сборов.
  • Субъекты разбирательства – это ФНС и налогоплательщик в любом лице.
  • Неравное положение субъектов спора, так как оппонентами являются частное лицо и государство.

Законодательство допускает возникновение споров по различным основаниям. Это значит, что конфликты, инициированные налоговыми органами связаны чаще всего с неуплатой или нарушением сроков уплаты налоговых сборов. Физические лица или организации имеют гораздо больше оснований для инициирования разбирательства. Причины могут быть связаны с:

  • Признанием нормативно-правовых актов и вынесенных в соответствии с ними решений неправомерными.
  • Целью признать вынесенные постановления об уплате налогов или штрафов недействительными.
  • Жалобой на бездействие налоговых органов в части возмещения части налогов.

Таким образом, инициировать спор могут как налогоплательщики, так и налоговые органы.

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий