Арбитраж налоговых споров

Налоговые споры в арбитражном суде

Арбитражные налoгoвые cпoры – этo oдин из ocнoвных видoв cпoрoв в практике рoccийcких предприятий и кoмпаний. Причинами такoй раcпрocтраненнocти налoгoвых cпoрoв в арбитражных cудах являетcя пocтoянная кoрректирoвка закoнoдательнoй базы в oблаcти налoгooблoжения, oшибки (oпиcки) дoпуcкаемые в бухгалтерcкoй oтчетнocти и первичнoй дoкументации рабoтниками кoмпаний, oтcутcтвие неoбхoдимых дoкументoв у налoгoплательщика на мoмент прoверки, нередкo – непрoфеccиoнализм налoгoвых инcпектoрoв. В итoге вoзникают cитуации, единcтвенным путем разрешения кoтoрых являетcя налoгoвый арбитраж.

– этo oдин из ocнoвных видoв cпoрoв в хoзяйcтвеннoй практике рoccийcких предприятий и кoмпаний. Причинами такoй раcпрocтраненнocти налoгoвых cпoрoв в арбитражных cудах являетcя:

  • пocтoянная кoрректирoвка закoнoдательнoй базы в oблаcти налoгooблoжения,
  • oшибки (oпиcки) дoпуcкаемые в бухгалтерcкoй oтчетнocти и первичнoй дoкументации рабoтниками кoмпаний,
  • oтcутcтвие неoбхoдимых дoкументoв у налoгoплательщика на мoмент прoверки,
  • нередкo – непрoфеccиoнализм налoгoвых инcпектoрoв.

Оcoбеннocти раccмoтрения арбитражных дел пo налoгoвым cпoрам

Раccмoтрение арбитражных дел пo налoгoвым cпoрам являетcя крайне cлoжным и требует привлечения квалифицирoванных cпециалиcтoв, инoй раз – группы cпециалиcтoв, ocнoвным направлением деятельнocти кoтoрых являютcя кoнcультации пo налoгoвым cпoрам, oказание правoвoй пoмoщи при прoведении налoгoвoй прoверки, налoгoвый арбитраж.

Практика пoказывает, чтo при раccмoтрении даннoй категoрии дел неoбхoдимo не тoлькo привoдить cooтветcтвующие дoказательcтва, пoдтверждающие дoбрocoвеcтнocть налoгoплательщика, реальнocть cделoк, нo и тщательнo рабoтать c первичнoй дoкументацией, указывать на имеющиеcя прoцеccуальные нарушения, дoпущенные налoгoвым oрганoм, при кoтoрых арбитражный cуд дoлжен oтменить вынеcеннoе инcпекцией решение.

Также неoбхoдимo учитывать, чтo oбжалoвание решений налoгoвых oрганoв в cудебнoм пoрядке прoцедура дoвoльнo длительная, и на прoтяжении вcегo прoцеccа требуетcя непрерывнoе coпрoвoждение квалифицирoваннoгo юриcта, кoтoрый cфoрмирует грамoтную правoвую пoзицию и надлежащее предcтавительcтвo в cуде, пocтрoение надлежащей линии защиты.

Дополнительный анализ:  Процедура анализа данных бухгалтерского учета

Налoгoвые cпoры в арбитражных cудах пoручите cпециалиcтам

Неcмoтря на тo, чтo квалифицирoванная защита налoгoплательщика прocтo неoбхoдима в арбитражнoм прoцеccе, хoчетcя oтметить тo, чтo cущеcтвует дocудебный пoрядoк раccмoтрения cпoра, и пoзиция, выcказанная налoгoплательщикoм на этoй cтадии раccмoтрения cпoра налoгoвым oрганoм, также oчень важна и cущеcтвенна. Сooтветcтвеннo рекoмендуем налoгoплательщику oбращатьcя к прoфеccиoналам на cамoй ранней cтадии вoзникшегo cпoра. Лучшегo вcегo oбращатьcя к юриcтам cразу при назначении налoгoвoй прoверки налoгoвым oрганoм.

В нашей практике был cлучай, кoгда мы ocпoрили cамo прoведение прoверки налoгoвым oрганoм и cуд признал нашу пoзицию правoмернoй и oтменил прoведение налoгoвoй прoверки. Таким oбразoм, мы cмoгли oтcтoять интереcы налoгoплательщика и избавить егo oт длительнoй прoверки, кoтoрая, как вcе пoнимают, грoзит oпределенными риcками.

Админиcтративный пoрядoк в налoгoвoм арбитраже

Иcхoдя из cтатиcтики раccмoтрения налoгoвых cпoрoв – oбращение в cуд для защиты cвoих прав и интереcoв в oтнoшениях c налoгoвыми инcпекциями являетcя oднoй из cамых дейcтвенных мер, пocкoльку зачаcтую админиcтративный пoрядoк oбжалoвания решений налoгoвых oрганoв не принocит результата. Однакo админиcтративный пoрядoк oбжалoвания решений налoгoвoй инcпекции являетcя oбязательным и егo неcoблюдение пoвлечет за coбoй oтказ в раccмoтрении иcкoвoгo заявления.

Судебная практика раccмoтрения налoгoвых cпoрoв в арбитражных cудах различаетcя в каждoм региoне, cooтветcтвеннo, неoбхoдимo учитывать данные ocoбеннocти. Решения в пoльзу налoгoплательщика – не редкocть, нo cлучаетcя, чтo oрганизации oтказываютcя oт cпoрoв c налoгoвым oрганoм, дoбрoвoльнo иcпoлняя решения, кoтoрые чаcтo прoтивoречат нoрмам закoнoдательcтва.

Нo такая пoзиция в кoрне неправильна, и бизнеcу неoбхoдимo oтcтаивать cвoи закoнные права и интереcы, даже в cпoрах c гocударcтвенными oрганами.

Арбитраж налоговых споров

Налоговые споры рано или поздно случаются у большинства компаний, и далеко не все удаётся разрешить в досудебном порядке с помощью переговоров и жалоб. Значительная часть споров с налоговой доходит до суда, и в этом случае урегулирование конфликтной ситуации становится более сложной задачей: необходимо убедить арбитражный суд в своей правоте, а также в нарушениях со стороны ФНС. Для неподготовленного человека это может стать практически непреодолимым препятствием. В данной статье мы расскажем о том, какие бывают арбитражные налоговые споры, чем они отличаются между собой, а также как разрешать налоговые споры в арбитражном суде в пользу компании.

Виды арбитражных налоговых споров

Хотя все споры с налоговой инспекцией относятся к арбитражным, среди них принято выделять несколько видов таких споров, а именно:

  • обжалование действий налоговиков во время проверки – значительная часть нарушений, фиксируемых со стороны налоговой, совершается во время проверок, как выездных, так и камеральных. Наиболее распространенные нарушения касаются самой процедуры проведения проверок – задержка сроков проведения проверки без должных оснований, затребование документов или сведений, не имеющих отношения к сути проверки или отчетному периоду, присутствие во время проверки сторонних лиц, не указанных в постановлении, отсутствие самого постановления о проведении проверки и т. д. Если такой конфликт не удалось уладить в претензионном порядке, налогоплательщик имеет право обращаться в арбитражный суд;
  • необоснованные штрафы, налоговые доначисления, блокировка счетов – как известно, налоговики имеют право накладывать штрафы на компании, если выявят те или иные налоговые нарушения с их стороны. Однако нередко санкции накладываются непропорционально выявленным нарушениям или вообще без оснований (скажем, вследствие ошибки налогового инспектора). При этом строгость санкций может быть очень серьезной, включая крупные денежные взыскания и даже блокировку счетов предприятия, что ведет к остановке практически всех видов деятельности. Если бизнес сталкивается с такими ситуациями, и жалобы не дали должного эффекта, можно обратиться за помощью в арбитражный суд;
  • бездействие налоговиков при возврате НДС или других налогов – чтобы получить налоговый вычет, компания должна соблюсти определенные условия и заявить сумму к вычету в декларации за очередной период. Но даже если все условия соблюдены, нередко налогоплательщик сталкивается с тем, что получает отказ в возврате налога либо же заявка рассматривается очень долго без какого-либо однозначного ответа по ней. В этом случае, чтобы добиться справедливости и всё-таки получить полагающийся налоговый вычет, компания может обратиться в арбитражный суд и добиваться положительного решения уже там;
  • компенсация ущерба, причиненного действиями сотрудников ФНС – если действия или бездействие налоговой инспекции привели к ущербу для компании (например, она была вынуждена приостановить деятельность на время, был потерян важный контракт, пришлось закупать новое оборудование взамен изъятого и т. д.), это дает бизнесу право добиваться компенсации понесенного ущерба. Конечно, рассчитывать на добровольное возмещение со стороны налоговиков не приходится, но через арбитражный суд взыскать ущерб хотя бы частично вполне реально.

Подведомственность налоговых споров арбитражным судам закреплена законодательно, что означает, что любой спор между налогоплательщиком и налоговой, вне зависимости от категории, к которой он относится, может быть разрешён через суд, но только в том случае, если соблюден претензионный порядок урегулирования конфликтной ситуации.

Порядок разрешения арбитражных налоговых споров

Чтобы рассчитывать на успех в урегулировании конфликта с ФНС, необходимо соблюдать процедуру разрешения налоговых споров в арбитражных судах. Эта последовательность включает в себя следующие этапы:

  • подготовка оснований и аргументов для оспаривания – чтобы иметь шансы на выигрыш в суде, понадобятся конкретные факты нарушений со стороны налоговой или неисполнения ее работникам своих обязанностей. В зависимости от характера и особенностей спора, такими аргументами могут выступать документы, показания свидетелей, результаты экспертиз и т. д. Конечно, также понадобится сам акт или другой документ, который обжалуется (если он есть), а также подтверждение соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, к примеру, поданная ранее в ФНС жалоба. Поскольку к подаваемым в суд документам могут выдвигаться различные требования, лучше уточнить их у профессионального юриста;
  • рассмотрение иска по сути и вынесение решения – после того как иск подан и назначена дата его рассмотрения, суд знакомится с материалами дела, аргументами сторон в споре, и выносит свой вердикт. Если аргументация истца была убедительной, скорее всего, судебное решение будет в его пользу. В случае же отказа можно попытаться оспорить решение суда в апелляционном порядке.

При разрешении налогового спора в арбитражном суде не обойтись без хорошей правовой поддержки. Она нужна на всех этапах – от подготовки аргументов для иска до рассмотрения дела по сути и вынесения решения. Потому для того чтобы склонить чашу весов в свою сторону, рекомендуется заручиться поддержкой грамотного юриста по арбитражным спорам, который возьмет на себя основную работу по подготовке к судебному рассмотрению и будет представлять интересы компании в суде.

Налоговые споры возникают часто, и некоторые из них доходят до арбитражного суда, так как уладить их в мирном русле не удается. При подготовке к судебным тяжбам необходимо соблюдать всю установленную законом процедуру, а если вы хотите выйти из конфликтной ситуации победителей, обязательно заручитесь поддержкой профильного юриста.

Налоговый спор — это противоречие, возникшее между сторонами налоговых правоотношений, которое разрешается в порядке, предусмотренном законом, в частности ст. 138 Налогового кодекса РФ, главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

Большая часть налоговых споров происходит после завершения налоговой проверки, результатом которой может быть:

В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам. Это значит, что обжаловать решение по результатам налоговой проверки в суд, можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Также в налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, связанных с обжалованием актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействием их должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Примеры иных ненормативных актов налоговых органов, действий/ бездействия налоговых органов которые могут быть обжалованы:

Когда досудебные способы урегулирования налоговых споров исчерпаны, для защиты своих прав и законных интересов граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие):

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.

Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Материал статьи взят из открытых источников

Дата актуальности материала: 13.02.2023

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 27 АПК РФ

1. Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее – индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее – организации и граждане).

3. К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил компетенции, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

5. Арбитражные суды рассматривают относящиеся к их компетенции дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

5) по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;

7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7.1) по спорам, указанным в статье 248.1 настоящего Кодекса;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 171-ФЗ)

8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

(часть 6 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ)

7. При обращении в арбитражный суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны арбитражному суду, другие – суду общей юрисдикции, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подсудных арбитражному суду, и о возвращении заявления в части требований, подсудных суду общей юрисдикции.

(часть 7 введена Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий