Анализ сводного статистического отчета и статистическая сводка

Статистическая отчетность

Федеральное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Челябинский юридический техникум»

По предмету Статистика

студента 4 курса группы З- 60

Тактарова Александра Юрьевича

Организация статистической отчетности в Российской Федерации

Значение статистической отчетности

Требования, предъявляемые к отчетности

Ответственность за нарушение статистической отчетности

Статистическое наблюдение по источникам получения информации

Виды, формы и способы статистического наблюдения

Организационный план статистического наблюдения

Точность статистического наблюдения и ее контроль

Роль технического прогресса в организации наблюдения

В настоящее время в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004г., главным учетно-статистическим центром в стране является Федеральная служба государственной статистики.

Согласно положению Федеральная служба государственной статистики принимает нормативные правовые акты в сфере государственной статистической деятельности, формирует официальную статистическую информацию о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны.

Федеральная служба государственной статистики по принятому положению имеет следующие полномочия и права:

— Вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов и другие документы по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проекты ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы.

— Предоставляет официальную статистическую информацию Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ и иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям.

— Разрабатывает официальную статистическую методологию для проведения статистических наблюдений и формирует статистические показатели, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам.

— Осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения.

— Обеспечивает в пределах своей компетенции соответствующий режим хранения и защиты полученной информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую, и иную конфиденциальную информацию.

— Разрабатывает общероссийские классификаторы технико–экономической и социальной информации и социальной информации.

— Запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

— Осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подопечных единиц. Все предприятия, организации, объединения, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных классификатор кодов, для включения государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и отражения государственной отчетности. Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Эти данные позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам.

В настоящее время отчетность является формой статистического наблюдения в России.

Статистическая отчетность – особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ. Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых утверждены Государственным комитетом РФ по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название. Например, 1-п «Отчет о продукции промышленного предприятия» или 10-ф «Отчет по отдельным показателям финансовой деятельности предприятий (организаций)». Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их регистрации и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом РФ. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Министерством финансов РФ.

Отчетность как форма наблюдения характеризуется следующими основными особенностями:

— обязательность: каждое предприятие или организация обязаны предоставлять отчетные данные об определенном круге показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке.

— отчетность охватывает не только все хозяйствующие субъекты, но и все стороны их деятельности: труд и его оплату, основные средства и нематериальные объекты, материалы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, капитальное строительство.

— юридическая сила: форма отчетности является официальным документом, она подписывается руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером, которые несут ответственность по закону за достоверность содержащихся в отчете показателей и за своевременное и правильно оформленное их представление.

— документальная обоснованность: все данные статистической отчетности получают на основе первичной документации, которой оформляются хозяйственные операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля.

— отчетность – формы государственного статистического наблюдения, утверждаемые органами статистики. Статистические органы имеют право менять как перечень отчетности, так и её форму, сокращать число отчетов, вводить новые формы.

Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, Министерством финансов РФ.

По своему содержанию формы отчетности бывают типовыми (общими) и специализированными.

Общая отчетность – это отчетность, содержащая одни и те же данные для определенной отрасли народного хозяйства.

В специализированной отчетности содержатся специфические показатели отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т.п.

Специализированными являются также формы отчетности о технико– производственных показателях предприятий определенных отраслей (черной металлургии, текстильной промышленности и т.п.).

По периоду времени, за который представляется отчетность, различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года (соответственно квартальная, месячная, недельная) называется текущей.

По способу представления различают отчетность срочную, когда сведения представляются по телетайпу, телеграфу, и почтой.

Срочная отчетность может иметь любую периодичность: недельную, двухнедельную, месячную, годовую.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных – это документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Форма отчетности полностью основана на данных бухгалтерского баланса и приложения к нему «Отчет о прибылях и убытках». Цель бухгалтерской отчетности, производить контроль за деятельностью предприятий. Основными формами отчетности являются: баланс (ф.№1), отчет о финансовых результатах (ф. №2), о движении капитала (ф. №3), о движение денежных средств (ф. №4), приложение к балансу (ф. №5). Целью статистический отчетности является разработка обобщающих показателей социально – экономического развития.

Должны отвечать двум требованиям:

— достоверность и точность данных, т.е. соответствие данных реальности. Выполнение этого требования зависит от статистов, подготавливающих и проводящих исследование, от используемого ими инструментария (бланков, анкет, листов опроса и т.д.), от социальной функции показателя (например, недостоверными могут быть данные о профессиональной заболеваемости работников предприятия, т.к. высокие знание этих показателей невыгодны руководителям предприятий) и других факторов. Общими условиями обеспечения достоверности являются полнота охвата наблюдаемого объекта; полнота и точность регистрации данных по каждой единице наблюдения.

— сопоставимость и единообразие данных. Для этого необходимо использовать единые стоимостные оценки, единые территориальные границы, т.е. собирается данные в одно и тоже время, по единой методике. Кроме того, должна быть сравнимость с прошлыми исследованиями, чтобы можно было понять, как изменяется показатели. Важным условием сравнимости является сохранение времени проведения и периода или момента, к которому относятся регистрируемые данные. Например, численность студентов университета определяется на начало учебного года, стипендиальный фонд – на месяц (или год). Время наблюдения выбирается таким образом, чтобы наблюдаемый объект находился в наиболее стабильном состоянии.

Ответственность за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности

Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме.

Вышел Закон РФ от13 мая 1992г.N 2761-I «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности»

(с изменениями от 30 декабря 2001 г.)

Положением о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. N 85 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст. 652).

Настоящий Закон определяет правовую ответственность предприятий, учреждений, организаций и объединений за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений.

Статья 3. Информирует, что предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.

Статья 13.19. Нарушение порядка представления статистической информации

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Нарушением сроков представления государственной отчетности является опозданием на сутки, а опоздание рассматривается как непредставление. Искажение отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методологических указаний по составлению отчетности, а также арифметических ошибок.

Эффективно управлять предприятием, отраслью или государством, не владея своевременной, полной и точной информацией, отражающей текущее состояние объекта, невозможно. В настоящее время важную роль при выработке управленческих решений играет статистическая информация – результат проведенного статистического исследования. Люди по-разному относятся к статической информации: одни не воспринимают ее, другие верят, третьи согласны с мнением: Предлагаю афоризм: «Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика». На основе статистической информации правительство разрабатывает свою экономическую и социальную политику, оценивает ее результаты, составляет экономические прогнозы.

Статистические данные получают из различных публикаций. Но главным источникам статистической информации является ежегодник издаваемый Государственным комитетом по статистике РФ (Госкомстата РФ) – высшим органом государственной статистики нашей страны. Этот сборник содержит макроэкономические показатели, ВВП – его формирование и использование; произведенный национальный доход и валовый общественный продукт, государственный бюджет РФ; показатели различных отраслей экономики; данные о развитии системы образования и здравоохранения, о заболеваемости, численности и естественном движение населения, рождаемости, смертности, брачности, разводности, миграции населения и многое другое. Данные статистики публикуются в журналах «Вестник статистики», «Статистическое обозрение» и т.д.

Предоставление статистической информации является главной задачей органов государственной статистики.

Основные функции всех статистических органов состоят в сборе, обработке, анализе и представлении данных в удобном пользователю виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Министерством финансов и его местными органами, Госкомимуществом и его службами, Комитетом по труду и занятости и т.д.

Источники статистической информации

Основным методом сбора информации о явлениях общественной жизни является статистическое наблюдение.

Статистическое наблюдение — это планомерный, научно-организованный и, как правило, систематический сбор данных о явлениях общественной жизни. Оно осуществляется путем регистрации заранее намеченных существенных признаков с целью получения в дальнейшем обобщающих характеристик этих явлений.

Например, при проведении переписи населения о каждом жителе страны записываются сведения о его поле, возрасте, семейном положении, образовании и др., а затем статистические органы определяют на основе этих сведений численность населения страны, его возрастную структуру, размещение по территории страны, семейный состав и другие показатели.

К статистическому наблюдению предъявляются следующие требования: полнота охвата изучаемой совокупности, достоверность и точность данных, их однообразие и сопоставимость.

Формы, виды и способы статистического наблюдения

Статистическое наблюдение осуществляется в двух формах: отчетность и специально организованное статистическое наблюдение.

Отчетностью называют такую организационную форму статистического наблюдения, при которой сведения поступают в статистические органы от предприятий, учреждений и организаций в виде обязательных отчетов об их деятельности.

В отчетах содержатся основные учетно-статистические данные о деятельности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. Отчетность может быть общегосударственной и внутриведомственной.

Общегосударственная — поступает в вышестоящие органы и в органы государственной статистики. Она необходима для целей обобщения, контроля, анализа и прогнозирования.

Внутриведомственная – используется в Министерствах и ведомствах для оперативных нужд.

Отчетность утверждается Госкомстатом РФ. Отчетность составляется на основании первичного учета. Особенность отчетности в том, что она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью руководителя.

Специально-организованное статистическое наблюдение — наблюдение, организуемое с какой-нибудь особой целью для получения сведений, которых нет в отчетности, или для проверки и уточнения данных отчетности. Это перепись населения, скота, оборудования, всевозможные единовременные учеты. Как, например, бюджетные обследования домашних хозяйств, опросы общественного мнения и т.п.

Виды статистического наблюдения можно сгруппировать по двум признакам: по характеру регистрации фактов и по охвату единиц совокупности.

По характеру регистрации фактов статистическое наблюдение может быть: текущим или систематическим и прерывным.

Текущее наблюдение — это непрерывный учет, например, производства продукции, отпуск материала со склада и т.д., т.е. регистрация осуществляется по мере совершения факта.

Прерывное наблюдение может быть периодическим, т.е. повторяющимся через определенные промежутки времени. Например, перепись скота на 1 января или регистрация цен на рынке на 22 число каждого месяца. Единовременное наблюдение организуется по мере надобности, т.е. без соблюдения периодичности или вообще единожды. Например, изучение общественного мнения.

По охвату единиц совокупности наблюдение может быть сплошным и несплошным.

При сплошном наблюдении обследованию подвергаются все единицы совокупности. Например, перепись населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей предприятия разных форм собственности, учреждения, организации.

При несплошном наблюдении обследуется часть единиц совокупности, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности. Несплошное наблюдение можно подразделить на подвиды: выборочное, монографическое, метод основного массива.

Выборочное наблюдение — это наблюдение, основанное на принципе случайного отбора. При правильной его организации и проведении выборочное наблюдение дает достаточно достоверные данные об изучаемой совокупности. В некоторых случаях им можно заменить сплошной учет, т.к. результаты выборочного наблюдения с вполне определенной вероятностью можно распространить на всю совокупность. Например, контроль качества продукции, изучение продуктивности скота и т.д. В условиях рыночной экономики сфера применения выборочного наблюдения расширяется.

Монографическое наблюдение — это детальное, глубокое изучение и описание характерных в каком-то отношении единиц совокупности. Оно проводится с целью выявления имеющихся и намечающихся тенденций в развитии явления (выявление недостатков, изучения передового опыта, новых форм организации и т.д.)

Метод основного массива заключается в том, что обследованию подвергается наиболее крупные единицы, которые вместе взятые имеют преобладающий удельный вес в совокупности по основному для данного исследования признаку (признакам). Так при изучении работы рынков в городах обследованию подвергаются рынки крупных городов, где проживает 50% всего населения, а оборот рынков составляет 60% от общего оборота.

По источнику сведений различают непосредственное наблюдение, документальное и опрос.

Непосредственным называют такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем замера, взвешивания или подсчета устанавливают факт и производят запись его в формуляре (бланке) наблюдения.

Документальное — предполагает запись ответов на основании соответствующих документов, первичного учета предприятий, учреждений и организаций, поэтому этот способ наблюдения часто называют отчетным. Он применяется, при переоценке основных фондов (средств) предприятий и организации, которые дают основу начисления амортизации, анализа использования фондов и их структуры, особенно в условиях инфляции. Непосредственное наблюдение и документальный способ обеспечивают наибольшую достоверность статистических данных.

Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы записываются со слов опрашиваемого. Например, перепись населения.

В статистике сведения об изучаемом явлении могут быть собраны различными способами: отчетным, экспедиционным, самоисчислением, анкетным, корреспондентским .

Сущность отчетного способа заключается в предоставлении отчетов в строго обязательном порядке.

Экспедиционный способ заключается в том, что специально привлеченные и обученные работники записывают сведения в формуляр наблюдения (перепись населения).

При самоисчислении (саморегистрации ) формуляры заполняют сами опрашиваемые. Этот способ применяется, например, при изучении маятниковой миграции (передвижения населения от места жительства до места работы и обратно).

Анкетный способ — это сбор статистических данных с помощью специальных вопросников (анкет), рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати. Этот способ применяется очень широко, особенно в различных социологических обследованиях. Однако он имеет большую долю субъективизма.

Сущность корреспондентского способа заключается в том, что статистические органы договариваются с определенными лицами (добровольными корреспондентами), которые берут на себя обязательство вести наблюдение за какими-либо явлениями в установленные сроки и сообщать результаты в статистические органы. Так, например, проводятся экспертные оценки по конкретным вопросам социально-экономического развития страны.

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Статистическое наблюдение проводится по плану и программе составленными заранее.

Программа наблюдения — это перечень признаков, регистрируемых в процессе наблюдения. С разработкой программы наблюдения связано определение цели, объекта и единицы наблюдения.

Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Например, это может быть совокупность населения страны, промышленных предприятий, коммерческих банков и т.п.

Единица наблюдения — это та первичная единица, от которой должны быть получены необходимые сведения. Единицу наблюдения следует отличать от единицы совокупности.

Единица совокупности — это первичный элемент объекта, являющийся носителем признаков и являющейся единицей счета.

Иначе говоря, единица совокупности — это то, что подвергается обследованию, а единица наблюдения — это источник получаемых сведений. Например, при проведении переписи оборудования в промышленности единицей наблюдения является промышленное предприятие, а единицей совокупности — промышленное оборудование.

К программе наблюдения предъявляется ряд требований.

Важнейшие из них:

— программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемые явление, его тип, основные черты, свойства;

— в программу не следует включать второстепенные вопросы, чтобы не затруднять работу по сбору, обработке и анализу информации;

— при разработке программы необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;

— в программу должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы;

— формулировка вопросов должна быть такой, чтобы понималась единообразно;

— иногда в программу следует включить контрольные вопросы.

Для получения достоверных данных составляется инструкция. Это совокупность разъяснений и указаний по программе наблюдения. Она должна быть простой, краткой и ясной. Инструкция может быть в виде отдельной брошюры или в виде пояснений к вопросам.

Для записи ответов на вопросы программы разрабатывается формуляр наблюдения. Это особый бланк, в котором содержится перечень вопросов программы. Обязательными элементами формуляра являются титульная часть, которая включает наименование наблюдения, наименование организации проводящей исследование, кем и когда утвержден формуляр и номер его, присвоенный в общей системе формуляров. Примером формуляра может быть любой бланк отчетности.

Иногда в формуляре после вопроса сразу же даются некоторые варианты ответа на него. Это называется статистическим подсказом.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени данного наблюдения, включая выбор сезона, установление срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и так называемого критического момента.

Период (срок) наблюдения — это время, в течение которого осуществляется регистрация единиц наблюдения по установленной программе. Он, как правило, обозначается указанием даты (иногда и часа) начала и окончания наблюдения. В некоторых случаях указывается число дней, в течение которых оно должно быть проведено. Для некоторых наблюдений указывается не позднее какого числа данные должны быть представлены по назначению. Например, перепись 1989 года проводилась 8 дней (с 12 по 19 января).

Критическим моментом статистического наблюдения (как правило, переписи) называется момент времени, по состоянию на который производится регистрация сведений. Например, перепись населения 1989 года проводилась по состоянию на 12 часов ночи с 12 на 13 января 1989 года (или говорят 0 часов 00 минут 13 января 1989 года).

Организационный план статистического наблюдения — это документ, в котором содержится перечень подготовительных работ и проведения статистического наблюдения с указанием конкретных сроков их проведения.

В организационном плане указываются:

— объекты наблюдения (его определение, описание и отличительные признаки);

— цели и задачи наблюдения;

— органы наблюдения, осуществляющие подготовку и проведение наблюдения и несущие ответственность за эту работу;

— время и сроки наблюдения;

— подготовительные работы: подбор и подготовка кадров, инструктаж, подготовка статистического инструментария (бланков, инструкций и т.д.), в некоторых случаях пропаганда через печать, радио, телевидение;

— порядок проведения наблюдения;

— порядок приема и сдачи материалов наблюдения;

— порядок получение и представления предварительных и окончательных итогов и другие работы.

Организационные планы составляются разными звеньями системы статистических учреждений от высших до низших.

Помимо постоянных органов, осуществляющих статистическое наблюдение, иногда создаются временные органы для проведения, как правило, крупных обследований.

Задача любого наблюдения получить наиболее точные данные.

Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия значения признака, найденного посредством статистического наблюдения, действительному его значению. Отклонения полученных данных от действительных величин называются ошибками наблюдения.

В зависимости от характера и степени влияния на результаты наблюдения, а также от источников и причин возникновения выделяют ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации возникают вследствие неправильной записи или неправильного установления факта. Эти ошибки могут быть случайными и систематическими.

Случайные ошибки регистрации возникают под действием различных случайных причин. Например, опрашиваемый мог оговориться, регистратор мог ослышаться или случайно переставить местами цифры. При достаточно большом числе наблюдений в силу действия закона больших чисел эти ошибки взаимно погашаются и не приводят к искажениям.

Систематические ошибки регистрации возникают под действием определенных причин. Они в каждом случае действуют в одном направлении и приводят к серьезным искажениям. Например, замечено, что многие опрашиваемые во время переписи населения округляют свой возраст, особенно в цифрах, оканчивающихся на «0» и «5». Систематические ошибки регистрации могут быть следствием сознательного искажения фактов, особенно в финансовой отчетности.

Ошибки репрезентативности свойственны лишь несплошному наблюдению. И возникают вследствие несплошного характера наблюдения. Они также могут быть случайными и систематическими.

Случайные ошибки репрезентативности (представительности) возникают от того, что отобранные единицы совокупности не точно отражают всю совокупность. Величина этой ошибки может быть определена (выборочное наблюдение, предельная и средняя ошибка выборки).

Систематические ошибки репрезентативности возникают вследствие нарушений принципов отбора. Они идут в одном направлении, не поддаются количественной оценке и приводят к искажениям.

Для выявления и устранения допущенных ошибок применяют логический и арифметический (счетный) контроль.

Логический контроль состоит в сопоставлении между собой ответов и вопросов формуляра наблюдения и выяснения их логической совместимости. Устраняют несоответствие путем дальнейших сопоставлений с ответами на другие вопросы.

Арифметический (счетный) контроль состоит в проверке расчетов, как правило, итоговых показателей.

ОМСКАЯ
БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)

лекция по
дисциплине «Статистика»по
теме «Статистическая
отчетность»(для
студентов дневной
и заочной форм
обучения)

Составила
преподаватель
Дамова
О.В.

Омск, 2002–2003
учебный год

ТЕМА
1.2.
СТАТИСТИЧЕСКАЯ
ОТЧЕТНОСТЬ

1.1.
статистическая отчетность

Непосредственный
сбор массовых данных должен обеспечить
полноту фактов, относящихся к рассматриваемому
вопросу, так как явления находятся в постоянном
изменении, развитии. В том случае, если
отсутствуют полные данные, анализ и выводы
могут быть ошибочными.
Для обеспечения
достоверности статистических данных
необходима тщательная всесторонняя проверка
(контроль) качества собираемых фактов.
Для того,
чтобы создать наилучшие условия
для получения объективных материалов,
необходима научная организация
статистического наблюдения.
Статистическое
наблюдение осуществляется в двух формах:
путем предоставления отчетности и
проведения специально организованных
статистических наблюдений.
Отчетностью
называют такую организованную форму
статистического наблюдения, при которой
сведения поступают в виде обязательных
отчетов в определенные сроки и по утвержденным
формам.
Статистическая
отчетность —
это официальный документ, в котором содержатся
сведения о работе подотчетного объекта,
занесенные на специальную форму, статистическая
отчетность чаще всего базируется на данных
бухгалтерского учета.
Первичный
учет представляет собой регистрацию
различных фактов (событий, процессов
и т.д.), производимых по мере их совершения
и, как правило, на первичном учетном документе.
Примером может служить свидетельство
о рождении ребенка. В торговле к первичным
учетным документам относятся наряды
на отпуск товаров, счета-фактуры, накладные
и т.д. В функции первичного учета входят
операции наблюдения, т. е. регистрация
данных и подсчет итогов.
Каждое
предприятие или учреждение представляет
установленные формы статистической отчетности,
характеризующие различные стороны их
деятельности. Все формы статистической
отчетности утверждают органы государственной
статистики.
По своему
содержанию формы отчетности бывают
типовыми (общими) и специализированными.
Общая
отчетность –
это отчетность, содержащая одни и те же
данные для определенной отрасли народного
хозяйства и для предприятий (учреждений)
всего народного хозяйства.
В
специализированной
отчетности
содержатся специфические показатели
отдельных отраслей промышленности, сельского
хозяйства и т.п.
По периоду
времени, за который представляется
отчетность, по его деятельности различают
отчетность текущую и годовую. Если
сведения представляют за год, то текущую
отчетность называют годовой.
Отчетность за все другие периоды в пределах
менее года, соответственно квартальная,
месячная, недельная и т.п., называется
текущей.

1.2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Графический способ изложения статистических показателей

Статистические таблицы высоко информативны и в определенной мере наглядны. Но проникновение в их цифровое содержание требует времени, вдумчивой работы с цифрами и серьезного сравнительного анализа. Большей наглядностью обладают графики, составленные на основе табличных данных. Графическое изображение даже самых сложных статистических показателей делает их не только наглядными, но доходчивыми и понятными с первого взгляда. График позволяет быстро уловить важнейшие тенденции и закономерности изучаемого явления.

Графиком в статистике называют наглядное изображение статистических величин при помощи геометрических линий и фигур (диаграмм) или географических картосхем (картограмм). Грамотно подготовленный график доходчив, понятен и аналитичен. В отличие от лежащей в его основе таблицы, он дает предметную обобщающую картину состояния изучаемого явления, позволяет практически «с ходу» заметить его особенности, содержащиеся в многочисленных количественных показателях, увидеть тенденции и закономерности его изменения, выявить взаимосвязи с другими явлениями и процессами и даже предполагать его возможное развитие в будущем.

Как и таблица, график имеет ряд признаков или элементов, знание которых позволяет грамотно построить его вручную или машинным способом.

Основа любого графика — его геометрические знаки (точки, линии, фигуры), с помощью которых изображаются статистические величины. Графические компьютерные программы имеют большие наборы этих знаков (одинарных и двойных, сплошных и прерывистых линий различной толщины и цвета, иных обозначений и символов), позволяющих изображать графические фигуры так, чтобы они легко отличались одна от другой.

Следующие элементы графика — его пространственные ориентиры, определяющие размещение геометрических знаков на графике. Пространственные ориентиры задаются в виде координатных сеток. В статистических графиках обычно применяется система прямоугольных координат в двумерном или трехмерном изображении. В картограммах средствами пространственной ориентации являются либо географические ориентиры (контуры дорог, рек, морей, лесов, населенных пунктов), либо административные или государственные границы. С пространственными ориентирами тесно связаны масштабные, которые дают графическим изображениям количественную определенность. Масштабные ориентиры определяются шкалами графика. В этом случае масштаб выполняет роль условной меры перевода количественных величин в графические. В статистических графиках, как правило, применяются прямолинейные масштабные шкалы. В связи с этим на осях абсцисс и ординат в условных масштабах откладываются соответствующие единицы измерения. В наших условиях это абсолютные или относительные (проценты, коэффициенты и др.) числа преступлений, правонарушителей, осужденных, заключенных, гражданских или уголовных дел, истцов, ответчиков или лет, месяцев, административно-территориальных образований и т.д. В графиках, построенных по форме круговых и секторных диаграмм, применяются кривоугольные шкалы. И прямоугольные, и кривоугольные шкалы могут быть равномерными и неравномерными. В юридической статистике применяются равномерные шкалы, в которых отрезки пропорциональны числам. Важный элемент графика — его поле, т.е. то место, где расположены геометрические знаки. В зависимости от целей и задач графика это поле может быть чистым или заштрихованным. Последний метод часто применятся при подготовке графиков с помощью ЭВМ, что позволяет более рельефно выделить те или иные графические образы. Размер поля зависит от назначения графика. Его форма может быть в виде квадрата или прямоугольника. Как и таблица, график должен иметь заголовки и словесные пояснения. Название графика чаще всего соответствует названию таблицы, на основе которой он построен. Он обязательно должен содержать наименования масштабных шкал: название отложенных на них единиц измерения (преступность в абсолютных и относительных числах — в миллионах, тысячах, коэффициентах, процентах и т.д.) ц другие необходимые пояснения. В зависимости от целей графика, его количественной базы и применяемых геометрических знаков графики могут быть точечными (совокупность точек), линейными, столбиковыми, полосовыми, квадратными, круговыми и т.д. Иногда в юридических графиках используются рисунки отдельных предметов (пистолеты, автомашины) или силуэтов (например, полицейских) для обозначения соответствующей статистической картины. Такие графики называют фигурными. Линейные графики имеют самое широкое распространение в уголовно-правовой и криминологической статистике для обозначения динамики преступности, выявленных правонарушителей, осужденных, заключенных, оправданных и т.д. Кривые на рис.1 наглядно показывают, что до 1972 г. общее число выявленных лиц заметно превышало общее число учтенных преступлений.

Рис. 1. Динамика преступлений и выявленных лиц (1956—1991 гг.)

Столбиковые диаграммы — это наглядные графические изображения для сравнения значений статистических показателей, характеризующих разные объекты или одни и те же объекты в разные годы. Столбиковые диаграммы строятся в системе прямоугольных координат. Основания столбиков обычно берутся одинакового размера, размещенных на оси абсцисс, а высота столбика отражает значение показателя. Каждый столбик посвящается одному показателю, поэтому их столько, сколько показателей. Столбики могут располагаться между собой через какое-то равное расстояние или вплотную друг к другу. Кроме шкалы ординат, которая градуируется в соответствующем масштабе, значение показателя может отмечаться на самом столбике.Полосовые диаграммы — те же столбиковые, только столбцы в них расположены не вертикально, а горизонтально. Поэтому их возможности практически те же, что и у столбиковых диаграмм, но они более наглядны при сопоставлении большого количества показателей.

Картограммы — это средства наглядного изображения фактических данных, которыми характеризуются отдельные районы, города, области и субъекты Федерации. Это может быть картограмма интенсивности преступности, где ее уровень в каждом регионе имеет свою окраску или штриховку.Для составления картограмм преступности, как, впрочем, и любой другой диаграммы с помощью компьютеров, необходимо соответствующее программное обеспечение, которое в настоящее время имеется в достаточном количестве в нашей стране и постоянно совершенствуется.Картограммы нередко сочетаются с фигурными диаграммами, когда те или иные преступления на той или иной территории обозначаются фигурами: убийство из огнестрельного оружия (пистолет), угон автомашины (автомашина) и т.д. Такие диаграммы именуются пиктограммами.Компьютерная графика дает возможность строить более сложные и наглядные графики и диаграммы, позволяющие в максимально сжатом виде понятно и доходчиво показать реальное положение дел, которое трудом понимается при изучении таблиц или отдельных статистических показателей.

Дополнительный анализ:  Новое в судебной практике по налоговым спорам и 5648@ Об обзоре судебной практики по спорам, возникающим в связи с налогообложением физических лиц
Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий