Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот Аналитика

Что дает аудит в 2024 году и от чего защищает бизнес? >>

а кого направлена деятельность участника экосистемы?

Ключевыми заинтересованными сторонами являются:

  • президент;
  • правительство;
  • парламент;
  • федеральные и региональные органы исполнительной власти;
  • Банк России;
  • компании с государственным участием;
  • бизнес;
  • научное и экспертное сообщество;
  • население

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

При проведении аудита устойчивого развития и ESG-аудита высшие органы аудита ориентируются на национальное законодательство, а также на национальные и международные стандарты.

Так, Счетная палата Российской Федерации ориентируется:

  • на законодательство Российской Федерации, включая в том числе:
    • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации»;
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 876-р «Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации»;
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года»;
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. № 1 587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации»;
  • на международные стандарты:
    • профессиональные документы (стандарты и руководства) Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ);
    • методические документы Рабочей группы ИНТОСАИ по Целям устойчивого развития (ЦУР) ООН и ключевым показателям устойчивого развития

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

Примеры российских организаций:

  • Счетная палата Российской Федерации.

Примеры международных организаций:

  • высшие органы аудита зарубежных стран

Государственный аудитор – специалист, который ведет контрольно-надзорную деятельность в сфере управления и использования различных ресурсов на государственном, региональном и местном уровне. Государственный аудитор – специалист по контролю за процессом использования национальных ресурсов. Он занимается деятельностью, направленной на повышение эффективности управления государственными финансами, недвижимостью, интеллектуальными и природными ресурсами.

Где учиться на аудитора. Какие экзамены сдавать на аудитора

Аудиторов готовят в тех же вузах и по той же специальности, что и бухгалтеров. (Важный и сложный аспект профессионального образования — экзамен на получение аттестата Минфина с указанием квалификации. В дальнейшем аудитору ежегодно нужно проходить повышение квалификации, чтобы продлить срок его действия. Перерыв в профессиональной деятельности сроком более 2 лет ведет к аннулированию аттестата.) Впрочем, если бухгалтер должен быть усидчив, то аудитор — напротив, мобилен. Эта работа требует готовности к частым командировкам и ненормированному рабочему дню.

  • организация и проведение проверок
  • аудит финансовых и иных ресурсов, находящихся в распоряжении муниципальных и государственных органов власти
  • исследование документов
  • проверка легитимности проведения денежных операций
  • контроль процессов использования ресурсов
  • анализ расходования бюджетных средств
  • оценка эффективности управленческой деятельности
  • анализ корректности ведения отчетности
  • поиск и идентификация нарушений
  • составление актов и заключений по результатам аудита
  • привлечение к ответственности за нарушения
  • разработка мер по предотвращению нарушений

Знания, навыки и личностные качествагосударственного аудитора

  • разносторонне развит и в равной степени разбирается в технических и гуманитарных науках
  • принципиален, имеет волевой характер, требователен
  • умеет наладить контакт с людьми, коммуникабелен, стрессоустойчивость
  • готов к командировкам, разъездному характеру работ
  • может работать с большими объемами информации и обладает аналитическим складом ума

Зарплата государственного аудитора. Сколько зарабатывает государственный аудитор

Средняя заработная плата в России – 35 000-100 000 в Москве – 80 000-200 000 руб.

Где работает государственный аудитор

Существует возможность построения динамичной и успешной карьеры на государственной службе. Государственные аудиторы могут работать в следующих организациях: Контрольно-счетная палата Федеральное казначейство России Контрольно-счетные палаты муниципальных районов и городских округов области Инспекции Федеральной налоговой службы Отделения главного управления Центрального банка Российской Федерации.

Цели и задачи аудиторских проверок

Примеры целей и задач инициативного аудита
Цели и задачиКомментарий
Подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой отчетности)Важно для потенциальных инвесторов, банков, кредиторов.
Проверка налогового учета и налоговой отчетности, в т.ч. отдельных операцийВажно для минимизации налоговых рисков!
Оценка эффективности системы внутреннего контроля и предложения по ее оптимальной организацииПозволяет определить слабые места в СВК, способствующие пропаже товаров, заключению невыгодных для компании договоров, например, в пользу отдельных сотрудников, аффилированных с поставщиками или покупателями, и т.п.
Выявление возможных злоупотреблений руководителем компанииКак правило, такую проверку заказывают собственники, которые не принимают участие в деятельности предприятия и (или) не знают законодательство РФ, например, собственники, проживающие за рубежом.
Проверка и актуализация учетной политикиЗаконодательство меняется несколько раз в год и важно учесть все изменения в учетной политике, а также не упустить возможность установить наиболее выгодный для организации вариант положений в бухгалтерском учете и налогообложении.
Анализ договоров, их налоговых и гражданско-правовых рисков

Довольно часто безупречный с точки зрения юристов договор не «ложится» на налоговый учет, т.е. заключение такого договора породит налоговые риски из-за неоднозначности норм налогового законодательства, а иногда от формы сделки зависят налоговые последствия, в т.ч. суммы уплачиваемых налогов. Поэтому анализ предстоящей сделки может сэкономить компании денежные средства.

Также важно знать, какие положения договора опасны для компании с точки зрения ответственности перед контрагентами или напротив, опасны невыполнением контрагентом взятых на себя обязательств.

Анализ денежных потоков, дебиторской и кредиторской задолженности, и причин недостаточности денежных средствМожно, например, выяснить, почему прибыль есть, а денег нет.
Анализ налоговых рисков и резервов и представление рекомендаций по их оптимизации и др.Важно не только устранить риск доначисления налогов, но и обнаружить ошибки, изымающие из оборота компании денежные средства на уплату налогов, которые она не должна уплачивать или может перенести уплату на более поздний период; не допустить потери права на вычеты НДС, в т.ч. из-за пропуска срока, помочь возместить НДС, невзирая на «просьбы» налогового инспектора о переносе вычетов на более поздний период и т.п.

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Полезен компании и «кадровый» аудит, в процессе которого проводится проверка кадровой документации. Он поможет предупредить конфликтные ситуации, например, трудовые споры или оградить организацию от претензий со стороны трудовой инспекции.

Основная цель проведения обязательной аудиторской проверки — получение и предоставление в контролирующие органы и заинтересованным лицам аудиторского заключения независимого аудитора, подтверждающего достоверность приложенной к аудиторскому заключению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудиторское заключение дает пользователям отчетности информацию о корректности данных в бухгалтерской отчетности организации, отсутствии риска банкротства и нарушения прав кредиторов.

Но практика показывает, что при усилении налогового контроля, значительных налоговых доначислений, привлечения руководителей, собственников и бухгалтеров к субсидиарной и материальной ответственности за неуплату налогов по результатам выездных проверок, провести аудит бухгалтерской отчетности порой недостаточно.

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Собственники и руководители финансовых служб хотят быть уверенными, что у них не будет неожиданных налоговых доначислений, их компания не привлекает внимание налоговых органов и есть с кем разделить ответственность, в случае выявления при проверках ошибок в налогах.

Понятно, что все риски устранить довольно трудно из-за несовершенства нашего налогового законодательства. Но управлять налоговыми рисками можно.

Некоторые предприятия при инициативном или обязательном аудите с расширенным техзаданием заказывают проверку налогового учета, выявление возможных налоговых рисков и анализ судебной практики по спорным вопросам. Они хотят знать «масштаб бедствия», на случай, если в судебном порядке не удастся оспорить решение налогового органа по ситуациям, прямо не урегулированным НК РФ и даже резервируют денежные средства под такие риски. При этом аудиторы, юристы и эксперты, привлеченные к аудиторской проверке, могут посоветовать, как свести риски к минимуму, например, какие документы следует оформить и как.

При этом аудиторы — не налоговые инспекторы и действуют в интересах клиентов, выявляя не только ошибки и риски неуплаты налогов, но и финансовые резервы, например, случаи излишней уплаты налогов, возможности применения льгот, установленных НК РФ и др. Они помогут найти оптимальное решение для корректировок выявленных ошибок с минимальными потерями для компании.

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Таким образом, для получения максимальной пользы от обязательного аудита рекомендуем организовать проверку по индивидуальному техническому заданию, расширив «обязательную программу» дополнительными мероприятиями.

Например, в персональное Техническое Задание при заключении договора с компанией «Правовест Аудит» может входить решение индивидуальных вопросов, таких как:

  • проверка соблюдения принципа осмотрительности при выборе поставщиков;
  • анализ положений отдельных договоров, внутренних положений предприятия, учредительных документов;
  • диагностика налоговых рисков;
  • анализ внутренних нормативных документов в области управления рисками и внутреннего контроля: учетной политики, регламентов, методик (проведение инвентаризации, договоров о материальной ответственности и т.д.);
  • проверка процедур контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физической охраны, ограничения доступа, инвентаризация;
  • проверка процедур, связанных с компьютерной обработкой информации и информационными системами;
  • получение по итогам проверки рекомендаций по повышению эффективности системы внутреннего контроля;
  • оценка деятельности предприятия в рамках соблюдения положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-Закон № 115-ФЗ)
  • привлечение аудиторов в инициативное наблюдение за годовой или внеплановой инвентаризацией с формированием выводов о соответствии проведении инвентаризации требованиям законодательства и эффективности инвентаризации в части сохранности активов,
  • выявление потенциала для роста чистой прибыли и оптимизация налоговой нагрузки;
  • проверка раздельного учета по договорам, заключенным по ГОЗ и ГОС заказам.

Причем, можно заключить договор на проведения как «стандартного», так и комплексного аудита.

  • проводится в несколько этапов, позволяя сразу устранять выявленные ошибки и составлять безупречную налоговую и бухгалтерскую отчетность без последующих «уточненных вариантов»

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Подробнее о преимуществах поэтапной проверки мы уже писали.

  • уделяет особое внимание проверке налогового учета — поиску рисков и резервов
  • выборка проверяемых документов намного больше, чем при проведении стандартной аудиторской проверки
  • консультационное сопровождение в течение года — аудиторы, налоговые консультанты и юристы оперативно отвечают на поставленные вопросы
  • юридическая защита в случае доначислений по результатам налоговой проверки за проверенный аудиторами период
  • страховка от налоговых рисков — дополнительные финансовые гарантии «Ингосстрах» до 30 млн руб. на компенсацию штрафов и пени в случае, если оспорить доначисления за проверенный период не удастся (при условии выполнения рекомендаций аудиторов по результатам аудиторской проверки предприятия).

Что такое страховка от налоговых претензий

Инициативный аудит

Инициативный аудит — проводится по желанию собственников или руководства предприятия для проверки эффективности работы бухгалтерии, оценки налоговых рисков и выполнения любых других задач. Комплексный аудит (проверка бухгалтерского и налогового учета) обладает гораздо большей результативностью, чем финансовый (когда проверяется только бухгалтерский учет). Это подтверждают данные нашей аудиторской практики:

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Главным отличием инициативного аудита является добровольность. Нет законодательно установленной обязанности проведения проверки и предоставления ее результатов проверки третьим лицам.

Если рассматривать внутренний аудит, плюсом является то, что аудиторы хорошо знают предприятие «изнутри», могут оперативно консультировать руководителей отдельных подразделений по юридическим, финансовым, организационным вопросам с учетом специфики конкретного производства, управлять рисками, а также процессами внутреннего контроля (Международный стандарт аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», утв. приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н).

Но привлечение внешних экспертов целесообразно для получения объективного анализа, «взгляда со стороны». Об этом свидетельствуют и результаты опроса, проведенного «Правовест Аудит». Мы спросили у руководителей компаний: с какой целью вы проводите аудит?

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Внешний аудит дает дополнительные преимущества:

  • возможность привлечения узконаправленных специалистов, имеющих большой практический опыт по налоговым спорам, аналитиков, юристов;
  • внешняя аудиторская компания может взять на себя дополнительную ответственность за результаты проверки. Например, в компании «Правовест Аудит» при проведении комплексного аудита клиентам дополнительно предоставляется страховка от налоговых претензий.

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Довольно часто компаниям, которые не подлежат обязательному аудиту, необходимо именно аудиторское заключение: для получения кредитов, для участия в тендерах, при продаже, реорганизации бизнеса, для исключения рисков привлечения руководителя и главного бухгалтера к субсидиарной и материальной ответственности и др. Тем более, что риски субсидиарной ответственности в последнее время неуклонно растут

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

В этом случае, инициативный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности могут проводить только внешние аудиторы (аудиторские организации).

Наличие АЗ и персонального сертификата руководителю, главному бухгалтеру, финансовому директору о прохождении аудита — это еще один «плюс» привлечения аудиторской компании к проверке финансового состояния предприятия, а также защита руководителей и собственников от рисков субсидиарной, уголовной и материальной ответственности.

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Сегодня независимый аудит фактически становится необходимостью для компании и руководителя, который хочет обезопасить себя от многомиллионных претензий.

Поэтому аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят даже те организации, которые не обязаны это делать «по закону». Но, как правило, делают это с максимальной пользой, включая в индивидуальные технические задания вопросы углубленной проверки налогового учета и отчетности, проверку кадрового учета, анализ договоров, сложных операций и т.п., т.е. не ограничиваются только выявлением существенных ошибок в отчетности.

Если организации не нужна аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предметом договора с аудиторской компанией могут являться прочие вопросы, например, договор заключен на проведение налогового анализа, то по результатам такой аудиторской проверки именно АЗ не выдается. Отчет о проведении налогового анализа заказчик получает по форме, предусмотренной договором. Например, это может быть подробный отчет с выводами и рекомендациями специалистов. В «Правовест Аудит» в отчете о проведении налогового анализа заказчики увидят полную картину налоговых рисков и резервов с цифрами и аргументацией, основанной на нормах законодательства и актуальной правоприменительной практики. Наша аудиторская практика показывает, что риски и/или резервы в компании есть всегда. И достаточно часто это очень существенные суммы. Аудиторская статистика июль-август 2023 >>

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Этапы аудиторской проверки

Качество проверки сильно зависит от профессионализма и опыта аудиторов. В своей работе аудиторы вне зависимости от вида проверки (за исключением внутреннего аудита) руководствуются Международными стандартами аудита (МСА), включая стандарт контроля качества. МСА являются общепризнанными высококачественными стандартами аудита.

Применение в работе именно международных стандартов аудита исходя их установленных методик требует с одной стороны высокой квалификации специалистов, а с другой помогает проводить глубокий анализ всей деятельности, значительно повышает вероятность выявления рисков существенного искажения информации и дает возможность выявления скрытых резервов.

Порядок организации аудиторской проверки регламентируют МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» и МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности». Международные стандарты применяется при проведении обязательного и инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, когда аудитор должен выразить мнение о ее достоверности и соответственно выдать аудиторское заключение. В иных случаях, аудиторы тоже придерживаются этого стандарта за исключением перечня и объема документов, подлежащих проверке и составления документов (отчетов) по результатам аудиторской проверки предприятия.

Итак, выделяют следующие этапы «официального» аудита:

1) В первую очередь, проводится предварительное планирование — знакомство с проверяемой компанией, определение фронта работ, уточнение задач, согласование сроков проверки, формы отчета по итогам проверки, необходимость аудиторского заключения, затем подбор специалистов по профилю компании и по итогам договоренностей — стоимости услуг.

2) В целях максимальной эффективности аудиторской проверки, составляется план и программа проверки, включающие последовательность и виды работ с учетом состояния системы внутреннего контроля компании.

3) После составления подробного плана проверки подписывается договор на проведение аудиторской проверки и оформляется техническое задание, в котором закрепляется согласованный перечень работ.

4) Далее осуществляется непосредственно проверка, включающая в себя:

  • изучение учредительных документов, лицензий, разрешений;
  • оценку корректности формулировок учетной политики компании, учтены ли особенности ее деятельности;
  • проведение выборочной проверки первичной документации, регистров бухгалтерского и налогового учета, аналитических справок и расчетов (с использованием эффективных инструментов выборки, по специальным методикам);
  • при значительных объемах имущества, которое числится на предприятии, могут проводится контрольные инвентаризации;
  • оценку документов и в целом деятельности компании на соответствие законодательным нормам;
  • анализ формирования показателей бухгалтерской и налоговой отчетности и их проверка на соответствие данным учета.

Основные требования и описание указанных процедур отражены в МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски», 520 «Аналитические процедуры», МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности».

В ходе проверки аудиторы собирают «аудиторские доказательства» на основании положений МСА 500, которые являются основой составленного аудиторского заключения. Для этих целей делают копии необходимых документов, запрашивают дополнительные сведения по вопросам деятельности компании.

При проведении проверки аудиторы «Правовест Аудит» применяют самостоятельно разработанную «Матрицу аудита» -технологию проверки, позволяющую не пропустить ошибки и выявить возможные резервы. Она соответствует Международным стандартам аудита.

5) по окончании проверки аудиторы сообщают руководству и собственникам предприятия обо всех выявленных отклонениях, пропусках, ошибках и недостатках, налоговых рисках, а также свои выводы и рекомендации по их устранению и уменьшению.

Данная информация может быть в устной форме, в письменной форме в виде краткого свода или подробного отчета, по договоренности с организацией (МСА 260 «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление», МСА 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»).

Состав отчета по результатам проверки зависит от внутренних стандартов аудиторской организации и как правило туда входит следующая информация:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, выявленные при проверке, на которые руководству, собственникам предприятия нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

«Правовест Аудит» в рамках комплексного аудита может предоставить клиентам дополнительные отчеты:

  • анализ вероятности злоупотреблений и соблюдения требований по Закону № 115-ФЗ;
  • финансовый анализ — краткий и полный;
  • советы по улучшению финансового состояния;
  • отчет руководителю с инфографикой, в который входит оценка вероятности выездной налоговой проверки по 12 критериям ФНС;
  • отчет о рискованных показателях из Контур.Фокус (анализ 200+ критериев).

Выявленные ошибки в бухгалтерском и налоговом учете обсуждаются с бухгалтерией, оперативно вносятся исправления в учет и отчетность в соответствии с рекомендациями аудиторов.

6) По окончании аудиторской проверки выдается аудиторское заключение, в котором выражено мнение о достоверности проверяемой отчетности.

Дополнительно отметим, что в аудиторском заключении не перечисляются все выявленные при проверке и неисправленные ошибки. Отражается только мнение о достоверности проверенной бухгалтерской отчетности и, в некоторых случаях, общие сведения о существенных суммах искажений строк отчетности или другие важные для пользователей сведения, такие как: наличие у компании отрицательных чистых активов, существенные неопределенности, риски банкротства и прекращения деятельности.

В зависимости от состояния учета и значимости выявленных ошибок различают три вида аудиторских заключений:

  • немодифицированное мнение — выражается в случае, когда аудитор по итогам проверки приходит к заключению, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение проверенной организации и результаты ее финансовой деятельности, в соответствии с правилами составления отчетности;
  • модифицированное мнение, которое подразделяется на: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, либо отказ от выражения мнения.

Мнение с оговоркой выражается, если по результатам проверки на основании полученных аудиторских доказательств аудитором установлено существенное искажение статей бухгалтерской отчетности, либо он не может получить достаточные основания, чтобы установить, что проверяемая отчетность не содержит существенные искажения. Причем, возможное влияние необнаруженных искажений может быть существенным, но не всеобъемлющим. В этом случае, в аудиторском заключении должны быть указаны все спорные моменты. Например, это может быть неотражение в бухгалтерском балансе приобретенного имущества, неверная квалификация и отражения в учете договорных обязательств и т.д.

Отрицательное мнение выражается если выявленные при проверке искажения являются существенными и всеобъемлющими, то есть затронувшие более чем одну форму отчетности.

В такой ситуации аудиторы своим заключением информируют пользователей отчетности, что она не отражает достоверно финансовое положение предприятия. Например, такое возможно, если в отчетности не отражены существенные недостачи, выявленные при инвентаризации, выявлено сокрытие значительных убытков, сумма которых составляет большую часть (более 50%) активов компании, либо в случае, если компания не допустила аудитора к проведению мероприятий по инвентаризации имущества при его значительной доле в активах компании.

Отказаться от выражения мнения аудитор должен, если он по итогам проверки не получил доказательств, на которых он мог бы основывать свое мнение о возможном существенном и всеобъемлющем влиянии необнаруженных искажений отчетности.

Но, следует отметить, что отказ от выражения мнения, оформленный в установленной форме, является полноправным аудиторским заключением.

Для того чтобы исключить риски получения модифицированного аудиторского заключения и рекомендуется организовывать проверку в несколько этапов, например, по итогам полугодия, 9 месяцев. Тогда у компании будет возможность своевременно внести исправления и получить по итогам года немодифицированное аудиторское заключение.

7) По итогам аудиторской проверки «Правовест Аудит» выдает руководителю организации и руководителю финансовой службы индивидуальные сертификаты. Они подтверждают, что руководитель (финдиректор, главный бухгалтер) возглавлял вверенную ему организацию (финансовую службу) и она прошла аудиторскую проверку, получив положительное аудиторское заключение. Этот сертификат может быть дополнительным доказательством компетенции руководителя и дополнительным «плюсом» в портфолио при устройстве на работу.

Как выбрать аудиторскую компанию?

Если вы хотите получить от аудита не только формальное аудиторское заключение, но и максимальную практическую пользу — обращайтесь к проверенным профессионалам. К тем, кого рекомендуют ваши коллеги.

Девять из десяти клиентов «Правовест Аудит» заключают договор на следующий год и готовы рекомендовать нашу компанию для проведения аудита (отзывы можно посмотреть на нашем сайте и на специализированных сайтах в интернете).

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Мы проводим аудит как для самих себя, т.е. с особой ответственностью и заботой о благосостоянии клиентов, предпринимаем все меры, чтобы не пропустить ошибки и выявить пути повышения инвестиционной привлекательности бизнеса, оптимизации учетных процессов, системы внутреннего контроля и других финансовых возможностей компании. Именно поэтому у нас все аудиторы, юристы и налоговые консультанты в штате компании, что подтверждается данными независимого рейтинга «RAEX».

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

АКГ «Правовест Аудит» на рынке более 18 лет и занимает 14 место среди крупнейших аудиторских групп в России по версии «RAEX». И наше место в рейтинге повышается ежегодно.

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Мы можем предложить своим клиентам действительно высокий уровень сервиса за сопоставимую цену и дополнительные финансовые гарантии для защиты самого бизнеса и должностных лиц компании.

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

  • Развитие регулирования в сфере ответственного ведения бизнеса и нефинансовой отчетности на международном уровне и внутри страны;
  • появление рекомендаций в области ответственного ведения бизнеса и нефинансовой отчетности в адрес организаций с государственным участием;
  • запросы различных заинтересованных сторон на государственный контроль реализации принципов ответственного ведения бизнеса организациями с государственным участием;
  • разработка и реализация мер государственного стимулирования ответственного ведения бизнеса (в том числе административных, финансовых и налоговых мер стимулирования ответственного бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях)

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Высшие органы аудита осуществляют аудит устойчивого развития и ESG-аудит.

Осуществляя мониторинг, анализ и контроль реализации принципов устойчивого развития и ESG-принципов (в том числе ответственного ведения бизнеса и устойчивого финансирования), высшие органы аудита помогают правительству отслеживать прогресс в достижении устойчивого развития.

Оценка эффективности и результативности применяемых государственных мер, механизмов и инструментов в целях внедрения и реализации принципов устойчивого развития и ESG-принципов, а также оценка полноты, корректности и достоверности ESG-деятельности организаций с государственным участием и международных организаций является важной задачей высших органов аудита в контуре аудита устойчивого развития.

Отчеты высших органов аудита содержат выводы и рекомендации, направленные на выявление недостатков, а также определение рисков и последствий, к которым привели или могут привести выявленные факты и установленные проблемы в сфере реализации принципов устойчивого развития и ESG-принципов. Реализация рекомендаций направлена на стимулирование внедрения принципов устойчивого развития и ESG-принципов.

Деятельность высших органов аудита основывается на полномочиях, определенных национальным законодательством и профессиональными стандартами, принятыми как на национальном, так и на международном уровне

Когда проводить аудиторскую проверку?

В законодательстве не указаны точные сроки проведения обязательного аудита.
Установлены только сроки представления аудиторского заключения по обязательному аудиту, проводимому по требованию законодательства — не позже 10 рабочих дней с даты выдачи АЗ и до 31 декабря, следующего за отчетный год (п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Но рекомендуется проводить аудиторскую проверку заранее, до предоставления отчетности собственникам (акционеров) на собрании по итогам года, крайний срок для которого установлен: для ООО — 30 апреля, а для АО — 30 июня. А еще лучше проводить аудит поэтапно в течение года. Это нужно, чтобы успеть внести возможные корректировки по результатам аудиторской проверки предприятия.

Конечно, самой лучшей профилактикой ошибок в налогах и самым лучшим вариантом для гарантий достоверности годовой отчетности организации остается — проведение первого полноценного этапа аудита до закрытия года. Но не всегда это возможно. По опыту прошлых лет осенью и зимой в «Правовест Аудит» приходят клиенты, которые не успели выбрать аудиторов летом и просят провести аудит до сдачи отчетности. Однако, у нас, как и во многих надежных аудиторских компаниях, на этот «горячий» период свободных слотов у аудиторов почти нет. Но выход есть!

Если вы намерены проводить не просто формальный, а именно полезный аудит — до 31 марта пройдите предаудит, сдайте верную отчетность, а затем спокойно завершайте процесс аудита в удобное время и получайте аудиторское заключение.

Подробнее о предаудите в статье >>

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

  • Формирование в Российской Федерации нормативно-правовой и методологической базы в сфере ответственного ведения бизнеса и нефинансовой отчетности стимулирует работу Счетной палаты Российской Федерации в данном направлении. Утверждение Министерством экономического развития России Методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии, разработка Агентством стратегических инициатив по поручению Президента Российской Федерации проекта Стандарта социального капитала бизнеса является драйвером в этом направлении. Документы носят рекомендательный и добровольный характер, при этом ориентированы в первую очередь на государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании и государственные унитарные предприятия, хозяйственные общества. Аудит деятельности таких организаций при этом входит в контур полномочий Счетной палаты Российской Федерации. Также в контуре государственного аудита находятся действующие и планируемые к реализации меры стимулирования ответственного ведения бизнеса;
  • развитие высшими органами аудита унифицированных подходов к аудиту устойчивого развития и ESG аудиту и внедрение их в деятельность

Виды аудиторских проверок

Прежде всего аудиторская проверка организации — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности — целях выражения мнения о ее достоверности. Такое определение дает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите).

Но на практике суть аудита — может быть не только проверка «на достоверность» бухгалтерской отчетности внешними аудиторами, но и любая проверка отчетности организации (налоговой, управленческой и др.), как правило, связанная с финансовой деятельностью организации, и (или) документов, на основании которых сформирована отчетность, анализ экономического и финансового состояния организации, оценка перспектив ее развития.

Различают следующие виды аудита:

  1. Обязательный аудит
  2. Инициативный аудит, который может быть:
    • внешним — проверка проводится с привлечением сторонних экспертов
    • внутренним — проверку проводит собственная служба внутреннего аудита предприятия.

Обязательный аудит

Если говорить кратко, то обязательный аудит должны проходить предприятия, чья деятельность затрагивает интересы множества третьих лиц или имеющих достаточно высокие финансовые показатели.

Перечень случаев, когда требуется обязательный аудит, регулируется статьей 5 Закона об аудите и специальными нормами федерального законодательства.

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Например, аудиторское заключение за 2023 год нужно предоставить:

  • публичным акционерным обществам (п. 3.1 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»);
  • непубличным АО, если они являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг или ценные бумаги общества допущены к организованным торгам (пп.1, 2 п.1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ), а также при их соответствии суммовым критериям или требованиям других федеральных законов (п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, письмо ЦБ РФ № ИН-02-28/8 от 02.02.2023 г);
  • застройщикам по договорам долевого участия в строительстве (п. 5 ст. 3 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ);
  • жилищным накопительным кооперативам (п. 1 ст. 54 ФЗ от 30.12.2004 № 215-ФЗ);
  • организациям с доходом в налоговом учете от 800 млн руб. или суммой активов баланса от 400 млн руб. (пп. 4 п. 1 ст. 5 Закона об аудите).

Анализ и аудит в госкорпорациях и бизнесе с частичным применением дот

Подробно мы писали об этом в статье.

При определении пороговых значений показателей, превышение которых требует проведения обязательного аудита, в расчет берется сумма выручки из декларации по налогу на прибыль и внереализационные доходы за предыдущий год. Также учитываются доходы и по другим налоговым режимам.

Для определения суммы активов надо посмотреть строку 1600 Бухгалтерского баланса также за прошлый год.

Например, для определения критериев в целях обязательного аудита за 2023 год берется сумма доходов за 2022 год или активов на 31.12.2022 года.

Аудит приобретает статус обязательного, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ.

Обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации, которые являются членами СРО (Ассоциация «Содружество» (СРО ААС)) и работают по Международным стандартам аудита.

По результатам обязательного аудита организация получает аудиторское заключение независимого аудитора (АЗ) — официальный документ, составляется в строго определенном формате в соответствии с требованиями Закона об аудите и международными стандартами аудита.

АЗ по результатам обязательного аудита компания направляет в ФНС в комплекте с годовой отчетностью или отдельно, если проверка окончена после срока сдачи бухотчетности. Далее ФНС размещает эту информацию в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО).

Законодательством установлены определенные сроки предоставления аудиторского заключения и за его отсутствие могут оштрафовать.

Также АЗ нужно разместить на Федресурсе, а некоторые акционерные общества должны разместить бухгалтерскую отчетность вместе с АЗ на своем сайте (ст. 92 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, глава 56 Положения Банка России от 27.03.2020 N 714-П, письмо ЦБ РФ № ИН-02-28/8 от 02.02.2023 г.). Застройщикам, осуществляющим строительство жилых домов по договорам долевого участия, необходимо разместить бухгалтерскую отчетность с АЗ на сайте ЕИЖС (ч. 5 ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

Аудиторская деятельность в сфере устойчивого развития и ESG:

  • аудит реализации целей устойчивого развития;
  • аудит мер национальных правительств, направленных на стимулирование ответственного ведения бизнеса и устойчивого финансирования;
  • аудит деятельности организаций с государственным участием в экологической, социальной и управленческой сферах;
  • аудит ESG-подходов международных организаций в рамках реализации крупных международных проектов.
  • разработка национальных и международных методологических документов, основанных на передовой практике и содержащих основные концепции, подходы, принципы проведения аудита устойчивого развития и ESG-аудита.
  • обмен опытом и практиками с высшими органами аудита иностранных государств;
  • выработка совместных подходов и сопоставимых методик оценки в рамках международного сообщества высших органов аудита.

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Счетная палата Российской Федерации является передовым высшим органом аудита в сфере устойчивого развития и ESG.

Счетная палата России является председателем Рабочей группы ИНТОСАИ по ЦУР и ключевым показателям устойчивого развития, куда входит 37 членов и семь наблюдателей. Под руководством Счетной палаты Российской Федерации в 2023 г. Рабочей группой было подготовлено Руководство по аудиту ЦУР на региональном уровне и проект Руководства по ESG-аудиту. В настоящее время проект проходит финальную стадию согласования.

Счетная палата России также является заместителем председателя Рабочей группы Азиатской организации высших органов финансового контроля (АЗОСАИ) по ЦУР и развивает активное взаимодействие по тематике устойчивого развития и ESG с Арабской организацией высших органов финансового контроля (АРАБОСАИ).

На внутристрановом уровне Счетная палата Российской Федерации провела в 2020 г. аудит подготовленности системы государственного управления Российской Федерации к реализации ЦУР, в 2023 г. — аудит достижения показателей ЦУР субъектами Российской Федерации. Результаты аудиторских мероприятия получили высокую оценку представителей отечественного и международного экспертного сообщества.

Счетная палата России опубликовала в 2020 г. Отчет о самообследовании, где раскрыла нефинансовую информацию о своей деятельности с учетом положений стандартов GRI. Данный отчет входит в число единичных подобных примеров лучших практик высших органов аудита и является единственным примером формирования такого рода отчетности органом власти в России.

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

Счетная палата Российской Федерации

Счетная палата Российской Федерации — высший орган государственного аудита, созданный в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В задачи Счетной палаты входят организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.

Как орган парламентского контроля Счетная палата Российской Федерации содействует прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств и государственных ресурсов в целом, способствует большей подотчетности органов власти и повышению ориентации их деятельности на реализацию интересов общества

Зайцев Дмитрий Александрович, аудитор Счетной палаты Российской Федерации

Косьяненко Антон Валерьевич, директор департамента аудита экономического развития Счетной палаты Российской Федерации

Ивасечко Мария Александровна, начальник инспекции по комплексному анализу устойчивого развития Счетной палаты Российской Федерации

Конорева Юлия Николаевна, главный инспектор Счетной палаты Российской Федерации

Редакция от декабря 2023 года.

Дополнительный анализ:  Справочник по основам анализа финансовой отчетности для скачивания SP и основы анализа финансовой отчетности Портал популярных школ и университетов 2022-2023 гг
Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий