- Цели финансового анализа предприятия-банкрота
- Анализ финансового состояния предприятия-банкрота
- Выбор читателей
- Нормативная база для проведения финансового анализа предприятия банкрота
- Прочие аналитические процедуры, предусмотренные законодательством для предприятий-банкротов
- Мировое соглашение
- Внешнее управление
- Наблюдение
- Конкурсное производство
- Финансовое оздоровление
Цели финансового анализа предприятия-банкрота
В соответствии с законодательством, финансовый анализ состояния должника проводится
с целью:
расчета коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника;
нахождения причины утраты платежеспособности;
анализа активов и пассивов должника;
выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
формирования вывода о возможности (невозможности) восстановления
платежеспособности должника;
формирования вывод о целесообразности введения соответствующей
процедуры банкротства;
формирования вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных
расходов.
Рассказываем о процедурах банкротства, и о том, для чего они могут применяться.
В рамках дела о банкротстве предприятие может проходить ряд процедур, каждая из которых имеет свои цели и особенности:
2. Финансовое оздоровление.
3. Внешнее управление.
4. Конкурсное производство.
5. Мировое соглашение.
По сути четыре из пяти указанных процедур являются реабилитационными, то есть направленными на восстановление платежеспособности и сохранения предприятия. Только конкурсное производство является ликвидационной процедурой.
Однако на практике большинство банкротств заканчивается ликвидацией.
Остановимся подробнее на каждой из процедур.
Анализ финансового состояния предприятия-банкрота
1. Нормативная база для проведения финансового анализа предприятия банкрота
Анализ финансового состояния предприятия-банкрота проводится в соответствии со следующими нормативными актами:
- Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 г. №367)
- Постановление Правительства РФ от 20.05.1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (с изменениями от 27.07.1998 г., 27.08.1999г., 27.11.2000 г., 07.06.2001 г., 24.08.2002 г.) и Письмо Федерального управления по делам о банкротстве от 13.05.1997 г. №ВК-03/724 «Порядок расчетов системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных организаций»
- Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (утв. Распоряжением ФСДН РФ от 08.10.1999 г.)
- ФЗ «О несостоятельности и банкротства»
2. Источники данных анализа финансового состояния предприятия-банкрота
В соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утв. постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367) финансовый анализ предприятия-банкрота проводится на основании:
- статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;
- учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;
- положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;
- отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;
- материалов налоговых проверок и судебных процессов;
- нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.
3. Цели финансового анализа предприятия-банкрота
В соответствии с законодательством, финансовый анализ состояния должника проводится с целью:
- расчета коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника;
- нахождения причины утраты платежеспособности;
- анализа активов и пассивов должника;
- выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
- формирования вывода о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника;
- формирования вывод о целесообразности введения соответствующей процедуры банкротства;
- формирования вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов.
4. Анализ финансового состояния предприятия-банкрота
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяется имеющимся в распоряжении предприятия имуществом и источниками его финансирования.
Анализ финансового состояния проводится на основании бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках, данные которых могут быть скорректированы в соответствии с дополнительно полученной информацией (Отчеты оценщиков, информация приложений к бухгалтерскому балансу и др.)
4.1. Анализ состава и структуры актива баланса
Анализ валюты баланса. Структура и динамика основных его составляющих в активах.
4.2. Анализ состава и структуры пассива баланса
Анализ структуры источников финансирования деятельности компании. В структуре и динамики
4.3. Анализ финансового результата
Источником информации здесь служит отчет о прибыли и убытках. В данном разделе анализируются такие показатели как чистая выручка, операционная прибыль, доход от разных видов деятельности и т.д.
4.4. Финансовые показатели
Анализируются показатели ликвидности, структуры капитала, рентабельности, деловой активности.
4.5. Основные выводы
В разделе обобщаются наиболее весомые результаты проведенного анализа.
5. Прочие аналитические процедуры, предусмотренные законодательством для предприятий-банкротов
5.1. Анализ возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника
Признаком фиктивного банкротства является возможность предприятия на момент подачи заявления в Арбитражный суд отвечать по своим обязательствам. Признаком преднамеренного банкротства является наличие на предприятии тенденции снижение чистых активов и снижение соотношения между активами и обязательствами за ряд периодов.
5.2. Анализ возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника
Здесь рассчитывается коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. И оценивается риск предприятия-банкрота восстановить в ближайшее время платежеспособность или её потерять.
5.3. Вывод о целесообразности введения соответствующей процедуры банкротства
На основе экспертных оценок и с использованием полученных в процессе анализа данных делается вывод о необходимости введения на предприятии той или иной процедуры банкротства.
5.4. Вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов
На основе полученных в процессе анализа финансового состояния предприятия-банкрота данных делается вывод о том, сможет ли предприятие покрыть судебные издержки связанные с проведением процедуры банкротства.
Выбор читателей
Процедура банкротства для предприятия начинается с подачи заявления кредитора или самого предприятия в арбитражный суд о признании его несостоятельным. Если данное заявление признается судом обоснованным и соответствует правилам подачи исковых заявлений, то согласно требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (далее ФЗ 127-ФЗ) на предприятии вводится процедура наблюдения. Одной из главных ее целей является проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на основании которого определяется дальнейшая судьба несостоятельного хозяйствующего субъекта.
Единственным документом, который регламентирует проведение арбитражными управляющими финансового анализа, являются Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367 (далее — Правила). Никаких изменений данный документ не претерпевал с момента его введения. К слову сказать, правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности с 2003 претерпели существенные изменения. В частности, был принят новый закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. (далее ФЗ 402-ФЗ), одним из нововведений которого стало изменение периодичности сдачи бухгалтерской отчетности в контролирующие органы. Да и сами формы отчетности менялись несколько раз, в том числе и в разрезе группировки строк.
Несмотря на все изменения формата и содержания исходной информации для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, правила его проведения так и не поменялись. Такой законодательный диссонанс приводит к тому, что арбитражные управляющие проводят анализ с учетом своего профессионального понимания требований законодательства.
Однако профессиональное суждение, во-первых, не всегда является объективным и создает возможность для манипуляции финансовыми показателями, во-вторых, это приводит к тому, что процедура анализа перестает быть унифицированной и даже в расчете коэффициентов появляются разные подходы, которые, в конечном итоге, влияют на вывод о платежеспособности.
Можно выделить несколько проблем, которые возникают при проведении финансового анализа.
Первая сложность, с которой сталкивается арбитражный управляющий при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности это несоответствие требований к составлению отчетности и требований к проведению анализа. В приложении № 3 к Правилам сказано, что анализ активов и пассивов должен быть проведен поквартально не менее чем за 2 года до возбуждения производства по делу о банкротстве. Статьями 13 и 18 ФЗ 402-ФЗ регламентируется, что обязательным является только экземпляр годовой отчетности. Промежуточная отчетность составляется, только если это установлено другими законодательными актами или решением собственников. Таким образом, составление квартальной отчетности на законодательном уровне закреплено только для страховых компаний и эмитентов ценных бумаг. Все остальные предприятия промежуточную отчетность попросту могут не составлять, что и практикуется в большинстве случаев.
При введении процедуры банкротства должник обязан предоставить арбитражному управляющему доступ к бухгалтерской документации, что случается далеко не всегда. В этом случае управляющий запрашивает отчетность должника у налоговых органов, а те, в свою очередь, ничего кроме годовой бухгалтерской отчетности предоставить не могут, потому что обязанность по сдаче квартальной отчетности отменена с 01.01.2013 г.
Исполнить требования Правил арбитражный управляющий не может по объективной причине. Однако никаких послаблений в данном случае для него не предусмотрено и формально его можно привлечь к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, поскольку обязанность по проведению анализа закреплена в ФЗ № 127-ФЗ. Во избежание претензий, управляющие выходят из положения, используя линейный тренд. То есть берется показатель на начало финансового года и на конец, и между ними на основании линейной аппроксимации прогнозируются показатели по итогам кварталов. Метод, конечно, имеет право на существование и применение при отсутствии иных способов определения квартальных показателей. Однако он имеет существенные недостатки.
Во-первых, ни в нормативных актах, ни в рекомендациях СРО не предписывается использовать именно данный метод прогнозирования финансовых показателей, что также может вызвать вопросы у лиц, участвующих в процедуре банкротства. Во-вторых, нет абсолютно никакой уверенности в том, какая именно динамика показателей активов и пассивов предприятия фактически наблюдалась в течение года. А именно эта самая динамика и является ключевым моментом в рамках первого этапа выявления признаков преднамеренного банкротства, когда определяются периоды существенного ухудшения коэффициентов.
Вторая сложность, с которой сталкиваются арбитражные управляющие при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности должника — отсутствие расшифровок к статьям бухгалтерской отчетности. В частности, это касается дебиторской задолженности. До 2011 года в оборотных активах у нас были отдельные строки для отражения долгосрочной и краткосрочной дебиторской задолженности. Это позволяло однозначно определять сумму краткосрочной дебиторской задолженности и производить расчет финансовых коэффициентов.
После изменения формы бухгалтерского баланса с 01.01.2011 г. осталась одна строка, в которой отражается вся без исключения дебиторская задолженность. Строго говоря долгосрочная дебиторская задолженность должна при этом отражаться во внеоборотных активах по строке прочее, либо по дополнительно введенной строке. Данное изменение в строках отчетности привело к тому, что некоторые арбитражные управляющие всю сумму дебиторской задолженности учитывают, как долгосрочную и не включают ее в состав оборотных активов при расчете коэффициентов ликвидности. Это, в свою очередь, напрямую влияет на значение коэффициентов платежеспособности и может определить дальнейшую судьбу предприятия. Зачастую дебиторская задолженность является существенной частью оборотных активов должника и может использоваться для погашения его обязательств. Однако предприятие по итогам финансового анализа, с учетом данного подхода, может иметь неудовлетворительные коэффициенты платежеспособности.
И третья проблема — методика расчета самих коэффициентов платежеспособности. В мировой практике финансового анализа при расчете коэффициента текущей ликвидности используется величина оборотных активов, включая медленно реализуемые активы (запасы). В Правилах проведения финансового анализа рассчитывая указанный коэффициент медленно реализуемые активы из расчета исключены (п.п. 1, 3 Приложения № 3 к Правилам). Данная методика является не совсем логичной и обоснованной, поскольку даже прочие оборотные активы при расчете коэффициента текущей ликвидности учтены. Однако, если посмотреть, что может быть отражено в составе прочих оборотных активов, то возникает резонный вопрос: почему к примеру сумма недостачи или расходы будущих периодов являются активами за счет которых можно погасить имеющиеся обязательства, а материалы и готовая продукция таковыми активами не признаются?
Вопрос скорее риторический и ответа на него пока нет. Но есть точная уверенность в том, что Правила, по которым сегодня работают арбитражные управляющие, устарели и требуют актуализации с учетом изменившегося законодательства в сфере банкротства и бухгалтерского учета.
Нормативная база для проведения финансового анализа
предприятия банкрота
Анализ финансового состояния предприятия-банкрота проводится в соответствии
со следующими нормативными актами:
Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа
(утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 г. №367)
Постановление Правительства РФ от 20.05.1994 г. №498 «О некоторых
мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий»
(с изменениями от 27.07.1998 г., 27.08.1999г., 27.11.2000 г., 07.06.2001 г.,
24.08.2002 г.) и Письмо Федерального управления по делам о банкротстве от 13.05.1997
г. №ВК-03/724 «Порядок расчетов системы критериев для определения неудовлетворительной
структуры баланса неплатежеспособных организаций»
Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии
(отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (утв. Распоряжением
ФСДН РФ от 08.10.1999 г.)
ФЗ «О несостоятельности и банкротства»
Прочие аналитические процедуры, предусмотренные
законодательством для предприятий-банкротов
5.1. Анализ возможности (невозможности) восстановления
платежеспособности должника
Признаком фиктивного банкротства является возможность
предприятия на момент подачи заявления в Арбитражный суд отвечать по своим
обязательствам. Признаком преднамеренного банкротства является наличие на предприятии
тенденции снижение чистых активов и снижение соотношения между активами и обязательствами
за ряд периодов.
5.2. Анализ возможности (невозможности) восстановления
платежеспособности должника
Здесь рассчитывается коэффициент восстановления (утраты)
платежеспособности. И оценивается риск предприятия-банкрота восстановить в
ближайшее время платежеспособность или её потерять.
5.3. Вывод о целесообразности введения соответствующей
процедуры банкротства
На основе экспертных оценок и с использованием полученных в процессе анализа
данных делается вывод о необходимости введения на предприятии той или иной
процедуры банкротства.
5.4. Вывод о возможности (невозможности) покрытия
судебных расходов
На основе полученных в процессе анализа финансового состояния предприятия-банкрота
данных делается вывод о том, сможет ли предприятие покрыть судебные издержки
связанные с проведением процедуры банкротства.
Мировое соглашение
На любом этапе должник и кредиторы могут договориться о прекращении процедуры банкротства и заключить мировое соглашение. После этого предприятие продолжает работать и рассчитываться по долгам на условиях, которые были приняты собранием кредиторов.
Проще говоря, кредиторы идут навстречу компании и дают ей возможность спокойно рассчитаться с долгами.
Но если мировое соглашение не исполняется, кредиторы или ФНС могут подать в арбитражный суд заявление о его расторжении. В этом случае процедура банкротства возобновляется с той точки, на которой соглашение было принято — например, сразу с конкурсного производства.
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только в случае погашения требований кредиторов первой и второй очереди.
Решение о заключении мирового соглашения принимается на собрании кредиторов большинством от общего количества голосов. Оно заключается в письменной форме и должно содержать положения о порядке/сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.
Мировое соглашение может содержать:
- Положения о прекращении обязательств путем предоставления отступного, обмена требований на доли в УК и акции, облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга и т.д.
- Положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.
- Положения об уменьшении размера процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.
Условия мирового соглашения для голосовавших против его заключения, не могут быть хуже, чем для тех, кто голосовал за него. Это касается конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Внешнее управление
Внешнее управление — еще одна реабилитационная процедура в рамках дела о банкротстве. Цель процедуры — позволить предприятию восстановить свою жизнеспособность и рассчитаться с долгами под руководством внешнего управляющего. Именно так называется арбитражный управляющий, назначенный для проведения внешнего управления.
Срок проведения внешнего управления не может превышать двух лет (так же, как и при финансовом оздоровлении).
Основное отличие внешнего управления от финансового оздоровления состоит в том, что руководитель предприятия отстраняется от своей должности, а руководство компанией возлагается на внешнего управляющего. При этом участники (учредители) компании очень сильно ограничены в своих правах. Их основная функция — поиск денежных средств для погашения требований кредиторов.
Внешний управляющий в процедуре внешнего управления:
- принимает документы и имущество должника;
- составляет план внешнего управления, согласовывает этот план с собранием кредиторов, после чего утверждает в суде;
- работает в соответствии с планом для того, чтобы оздоровить предприятие. Собрание кредиторов контролирует эту работу.
Процедура внешнего управления вводится гораздо чаще, чем финансовое оздоровление. К сожалению, к полному погашению требований кредиторов и восстановлению нормальной работы предприятия она приводит далеко не всегда. Многое здесь зависит от действий внешнего управляющего и настроя кредиторов.
Наблюдение
Наблюдение — первая процедура, применяемая в рамках дела о банкротстве. Она проводится в целях сохранения имущества должника. Во время процедуры проводится анализ финансового состояния предприятия, составление реестра кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.
По закону срок проведения процедуры наблюдения не может превышать семи месяцев с даты принятия заявления о банкротстве
Во время процедуры наблюдения предприятие может работать в обычном режиме. Более того, снимаются аресты с его имущества, разблокируются счета, приостанавливаются исполнительные производства. Пени и штрафы перестают начисляться, приставы не могут препятствовать деятельности предприятия.
Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления есть, но они не существенны:
Запрещено проводить сделки более чем на 5% от балансовой стоимости активов без согласия арбитражного управляющего. Имеются в виду нетипичные сделки: образно говоря, продавать свои товары можно, а оборудование, на котором они делаются, нельзя.
Запрещается получать и выдавать займы без согласия арбитражного управляющего.
Общему собранию запрещено принимать решения о распределении прибыли, выплате дивидендов, выплате действительной стоимости доли при выходе участника.
Общему собранию запрещено принимать решение о ликвидации и реорганизации. Но оно имеет право править устав, юридический адрес и менять руководителя.
Арбитражный управляющий в процедуре наблюдения называется временным управляющим. Его кандидатуру утверждает арбитражный суд.
Как только суд вводит процедуру наблюдения, временный управляющий делает соответствующую публикацию в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ. С момента публикации начинает отсчитываться 30-дневный срок на предъявление требования кредиторов для участия в первом собрании. Кредитору крайне желательно включиться в этот список вовремя, иначе придется ждать перехода на дальнейшую процедуру.
Временный управляющий получает доступ ко всей финансовой информации должника — он имеет право запрашивать и получать любые документы и пояснения у руководства должника, контрагентов, банков, государственных органов и т.д. Все эти лица обязаны предоставлять ему сведения в течение 7 дней без взимания какой-либо платы.
На основании полученной информации временный управляющий проводит финансовый анализ деятельности должника. Финансовый анализ проводится минимум за два (а, как правило, за три) года, предшествовавших банкротству. Цель этой работы — дать заключение о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, а также о наличии сомнительных сделок. Вместе с финансовым анализом арбитражный управляющий готовит рекомендации о дальнейшем развитии дела о банкротстве.
В конце процедуры наблюдения арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов. В повестку дня в обязательном порядке включаются следующие вопросы:
1. Отчет арбитражного управляющего о проделанной работе.
К первому собранию арбитражный управляющий готовит финансовый анализ, анализ на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, анализ сделок, предложения по дальнейшему развитию дела о банкротстве.
2. Выбор арбитражного управляющего на следующую процедуру. Дополнительные требования к арбитражному управляющему.
Если временный управляющий по каким-то причинам не устраивает кредиторов, они могут проголосовать за другую кандидатуру. Также они могут установить дополнительные требования к арбитражному управляющему сверх установленных законом — опыт работы, образование и т.д.
3. Выбор процедуры банкротства.
После процедуры наблюдения может быть принято решение о переходе на одну из трех процедур:
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство.
Также может быть принято решение о заключении мирового соглашения.
4. Привлечение внешнего реестродержателя.
Реестродержатель — лицо, ведущее реестр кредиторов. Это может быть арбитражный управляющий или внешняя специализированная организация. Привлекать ее или нет решает собрание кредиторов.
5. Созыв комитета кредиторов.
Если кредиторов более 50, то созыв комитета обязателен. В других случаях это право, а не обязанность.
От итогов голосования по этим вопросам во многом зависит итог дела о банкротстве.
Результаты собрания отправляются в арбитражный суд, который принимает окончательное решение — какую процедуру в деле о банкротстве следует ввести дальше.
Если у предприятия нет имущества на финансирование последующих процедур, а действующие лица не выражают согласия взять эти расходы на себя, суд по итогу наблюдения может прекратить производство по делу о банкротстве. В этом случае все ограничения, наложенные на предприятие законом о банкротстве, снимаются, и предприятие может функционировать дальше.
Зачастую кредитор, инициировавший дело о банкротстве, отказывается от дальнейшего финансирования дела после получения информации в процедуре наблюдения. Это делается для того, чтобы не финансировать ликвидацию должника в случае, когда взыскание средств маловероятно.
Важно различать «прекращение» и «завершение» дела о банкротстве. После прекращения все ограничения снимаются, предприятие продолжает жить. После завершения происходит ликвидация компании, а непогашенные в процедуре банкротства долги считаются погашенными. Предприятие в этом случае исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с п равилами проведения арбитражным управляющим финансового
анализа (утв. постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367) финансовый
анализ предприятия-банкрота проводится на основании:
а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров
бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской
проверки и отчетов оценщиков;
б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации,
заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;
в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения,
рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной
и производственной структур;
г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных
подразделений;
д) материалов налоговых проверок и судебных процессов;
е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.
Конкурсное производство
Конкурсное производство — единственная предусмотренная законом процедура, направленная на ликвидацию предприятия—должника. Вместе с тем, во многих банкротных делах эта процедура является самой важной.
Конкурсное производство вводится сроком на 6 месяцев. Может продлеваться неограниченное количество раз.
Известны банкротства, в которых конкурсное производство длится больше 5 лет.
Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, после его завершения считаются погашенными.
Перейти на конкурсное производство можно непосредственно после наблюдения, а можно после финансового оздоровления или внешнего управления, если эти оздоровительные процедуры не дали результата.
Именно после открытия конкурсного производства предприятие официально признается банкротом. До этого момента оно не считается банкротом, несмотря на то, дело о банкротстве возбуждено.
Через два месяца после публикации в газете «Коммерсантъ» и ЕФРСБ окончательно закрывается реестр кредиторов. Кредиторы, которые не успевают подать заявление о включении в реестр в этот срок, не имеют права голосовать на собрании и их требования удовлетворяются в последнюю очередь.
Во время конкурсного производства руководитель отстраняется от управления. Общее собрание теряет почти все свои полномочия, как и в случае с внешним управлением.
Арбитражный управляющий на этапе конкурсного производства называется конкурсным управляющим. Вот, что он делает:
- анализирует финансовую деятельность должника (если данный анализ не проводился ранее);
- ищет и оспаривает подозрительные сделки;
- при необходимости оценивает и продает имущество должника;
- при наличии оснований привлекает руководителя и учредителей должника к ответственности — в том числе субсидиарной, по долгам компании.
После того, как арбитражный управляющий продаст все имущество и соберет долги, он переходит к удовлетворению требования кредиторов. Естественно, полное погашение долгов происходит редко.
По статистике в России удовлетворяется от 3 до 7% требований кредиторов третьей очереди (в третьей очереди находится подавляющее число кредиторов).
После того, как средства должника распределены, остается только выполнить ряд формальностей — сдать дела в архив, сдать ликвидационную бухгалтерскую отчетность, отчитаться в судебном заседании о проделанной работе.
В срок от 30 до 60 дней после принятия решения о завершении конкурсного производства суд направляет решение о завершении в налоговую инспекцию. На основании этого решения налоговая инспекция исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ.
Повторю ключевую фразу: долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными. Кредиторы могут со спокойной совестью списать долги как безнадежные к взысканию, а руководство должника вздохнуть спокойно (если, конечно, руководителей не привлекли к ответственности).
Финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление имеет реабилитационный характер. Цель этой процедуры — восстановление платежеспособности должника и погашение требований кредиторов в соответствии с графиком.
Процедура финансового оздоровления вводится только в том случае, когда кем-то предоставлено обеспечение погашения требований кредиторов. Обеспечение осуществляется в виде залога имущества, банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии, поручительства и т.д.
Максимальный срок проведения процедуры финансового оздоровления — два года.
Лицо, желающее ввести финансовое оздоровление в отношении должника, направляет арбитражному управляющему и в суд план финансового оздоровления и график погашения долгов. Арбитражный управляющий проводит собрание, и если собранием принимается соответствующее решение, суд вводит процедуру. После этого предприятие продолжает работать по плану и графику, отчитываясь арбитражному управляющему. Важно отметить, что работа продолжается без арестов, блокировок, исполнительных производств, пеней и штрафов.
Руководитель компании сохраняет свои полномочия. Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления незначительны (также, как и в процедуре наблюдения).
В процедуре финансового оздоровления арбитражного управляющего называют административным управляющим. Его кандидатура утверждается арбитражным судом.
Как и в наблюдении, роль арбитражного управляющего в этой процедуре скорее «созерцательная». Он не принимает большого участия в работе должника.
Административный управляющий рассматривает отчеты органов управления, осуществляет контроль над выполнением графика погашения задолженности, предоставляет информацию собранию кредиторов. В случае неисполнения графика погашения задолженности он требует от лиц, предоставивших обеспечение, исполнения обязанностей.
На первый взгляд, процедура интересная, но на практике она применяется крайне редко. Фактически все упирается в обеспечение. Возникает естественный вопрос: если кто-то готов поручиться за должника и заинтересован в восстановлении его платежеспособности, зачем ему вносить обеспечение и входить в процедуру банкротства? В этом случае компаниям проще договориться между собой напрямую и рассчитаться с кредиторами. Это сэкономит время и деньги на процедуру банкротства.
Чтобы процедура финансового оздоровления использовалась чаще, законодатели сейчас работают над повышением ее привлекательности.
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности
и надежности предприятия. Оно определяется имеющимся в распоряжении предприятия
имуществом и источниками его финансирования.
Анализ финансового состояния проводится на основании бухгалтерского баланса
и отчета о прибыли и убытках, данные которых могут быть скорректированы в соответствии
с дополнительно полученной информацией (Отчеты оценщиков, информация приложений
к бухгалтерскому балансу и др.)
Анализ структуры источников финансирования деятельности компании. В структуре
и динамики
Источником информации здесь служит отчет о прибыли и убытках. В данном разделе
анализируются такие показатели как чистая выручка, операционная прибыль, доход
от разных видов деятельности и т.д.
Анализируются показатели ликвидности, структуры капитала, рентабельности,
деловой активности.
В разделе обобщаются наиболее весомые результаты проведенного
анализа.