Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Баланс
ОАО «РЖД» на конец отчетного года, млрд
руб.
Горизонтальный
анализ баланса ОАО «РЖД»
Сокращенный
(агрегированный) баланс ОАО «РЖД» по
МСФО, млрд руб.
Отчет
о прибылях и убытках ОАО «РЖД», млрд
руб.
Горизонтальный
анализ отчета о прибылях и убытках ОАО
«РЖД»
Коэффициенты
платежеспособности и финансовой
устойчивости по РСБУ
Коэффициенты
платежеспособности и финансовой
устойчивости по МСФО
Относительные
показатели финансовых результатов по
РСБУ
Относительные
показатели финансовых результатов по
МСФО
Анализ прибыли от
продаж ОАО «РЖД» по видам деятельности
Отчет о движении
денежных средств ОАО «РЖД» по РСБУ, млн
руб.
Агрегированный
отчет о движении денежных средств ОАО
«РЖД» по МСФО (косвенный метод), млн руб.
Анализ
движения денежных средств ОАО «РЖД»
косвенным методом
по данным отчетности
РСБУ (по текущей деятельности), млн руб.
Анализ рентабельности оао «ржд»
Показатели
рентабельности ОАО «РЖД» сведены в
табл. 3.8, 3.9. Интересно, что значения,
рассчитанные по РСБУ и по МСФО, различаются
существенно, в некоторые годы – на
порядок.
Так,
рентабельность продаж по РСБУ остается
стабильной в течение 2004-2007 гг. и составляет
около 8%, что отражает сложившиеся условия
ценообразования. Тарифы определяются
по формуле «себестоимость +». Уровень
рентабельности определяется заранее,
и с его учетом формируется тариф. В 4
квартале 2008 г. объем перевозок, в первую
очередь, прибыльных грузовых, резко
снизился, в результате и значение
показателя рентабельности продаж за
2008 г. упало до 6%, а в 2009 г. – до 4,8%.
При
этом операционная рентабельность по
МСФО не просто выше рентабельности
продаж по РСБУ, она еще и стабильно росла
до 2006 г., прибавляя в среднем по 4 процентных
пункта ежегодно. В 2007 г. операционная
рентабельность снизилась до 20,4%, а в
кризисном 2008 – до 11,3%. Но уже в 2010 г.
значение вновь превысило 20%.
При
примерно одинаковых суммах выручки
величина операционной прибыли (МСФО)
значительно превышает сумму прибыли
от продаж (РСБУ) и растет более высокими
темпами. Это объясняется, в основном,
несовпадением сумм амортизации по РСБУ
и МСФО, что в свою очередь обусловлено
разными оценками первоначальной
стоимости. В отчетности по РСБУ основные
средства ежегодно переоцениваются, в
результате сумма начисляемой амортизации
соответственно растет. В отчетности по
МСФО переоценки не учитываются. Кроме
того, затраты на капитальный ремонт,
учтенные как расходы в РСБУ, по МСФО
капитализируются, то есть включаются
в состав активов.
Похожая
оценка финансового результата получается
при использовании показателя рентабельности
продаж по EBITDA. Величина
этого показателя достаточно стабильна
даже при расчете по РСБУ: от 21% до 30% за
весь анализируемый период. Причем
минимальные значения приходятся не на
кризисные 2008 и 2009 гг., а на вполне
благоприятные 2004 и 2005.
По
МСФО разброс даже больше, чем по РСБУ,
что выглядит удивительным. Минимальное
значение – 18,8%, меньше, чем по РСБУ –
наблюдается в 2008 г., что, очевидно, можно
объяснить спадом перевозок вследствие
финансового кризиса.
Данные
отчетности показывают, что грузовые
перевозки прибыльны. Однако можно
видеть, что уровень рентабельности
плавно снижается с 19,5% в 2004 г. до 14,7% в
2008 г. и скачком – до 11,74% в 2009 г. Пассажирские
перевозки убыточны. Причем по перевозкам
в пригородном сообщении величина убытка
превышает сумму выручки. В то же время
убыточность перевозок в дальнем
следовании до 2007 г. снижалась. Уровень
рентабельности вырос с –51,7% в 2004 г. до
–20,8% в 2007 г. В 2008 г. рентабельность
перевозок в дальнем следовании снизилась
до -24,2%. В 2010 г. изменилась методика
формирования финансовых результатов
по видам перевозок, что привело к
несопоставимости в динамике показателей
прибыли и рентабельности пассажирских
перевозок.
Оценка
экономической эффективности использования