Аналитический склад ума

Аналитический склад ума Аналитика

Аналитическое мышление

Аналитическое  мышление  представляет собой  понимание  ситуации при  помощи разбиения  ее  на  более  мелкие  части,  или  отслеживание  предпосылок ситуации  шаг за шагом  по  принципу причинности.

Аналитическое  мышление  включает  в  себя  систематизированную  организацию  частей  проблемы  или  ситуации;  проведение  систематических сравнений различных свойств или аспектов;  рациональную расстановку приоритетов;  определение  временной  последовательности,  причинных взаимоотношений или отношений «если —• то».Аналитическое мышление также  может называться:

  • • Размышление  для  себя
    • Практический интеллект
    • Анализ  проблем
    • Логические  рассуждения
  • • Навык планирования

Базовое измерение шкалы Аналитического мышления (Таблица 8-1) — сложность: количество  различных  причин,  поводов,  последствий  или  шагов  действий,  включенных  в  анализ,  от  составления  простого  списка до  комплексного  многослойного анализа.  Второе  измерение  (Б)  —  широта,  или  размер  анализируемой  проблемы.

  1. В  стандартные поведенческие  индикаторы Аналитического мышления  входят:
  2. •  Расстановка приоритетов для заданий в порядке важности.
  3. •  Систематизированная  разбивка  сложного  задания  на  легко  исполнимые  части.
  4. •  Признание  нескольких  возможных  причин  событий  или  нескольких  послед­
    ствий  действий.
  5. Таблица 8-1  Шкала Аналитического мышления (AM)
  6. Уровень                                            Описание поведения

А  СЛОЖНОСТЬ АНАЛИЗА А.  О  Нет поведенческих проявлений или отсутствует анализ. Делает каждое дело по мере его появления, реагирует на насущные потребности или запросы; или работа организуется кем- то другим.А.  1  Разбивает  проблемы.  Разбивает  проблемы  на  простые  списки  заданий  или  действий.А.

2 Видит базовые отношения. Анализирует взаимоотношения между немногими частями проблемы или ситуации. Проводит простые причинные связи (А вызывает Б) или принимает решения, взвешивая доводы за и против.  Расставляет приоритеты для заданий в порядке важности.А. 3 Видит множественность отношений.

Анализирует взаимоотношения между несколькими частями проблемы или ситуации. Систематизировано разбивает сложное задание на управляемые части.  Видит несколько возможных причин событий или несколько последствий действий. Обычно предвидит препятствия и думает заранее о следующих шагах.А.

4 Составляет сложные планы или проводит сложный анализ.Систематически разбивает сложную проблему или процесс на составные части; или пользуется несколькими аналитическими техниками для разбивки сложных проблем и достижения решения; или выстраивает длинные цепочки причинных связей. А.

5 Составляет очень сложные планы или проводит очень сложный анализ.Систематически разбивает многомерные проблемы или процессы на составные части; или пользуется несколькими аналитическими техниками для определения нескольких решений и взвешивает ценность каждого. 
А.

6 Составляет крайне сложные планы или проводит крайне сложный анализ.Организует, определяет последовательность и анализирует крайне сложные взаимозависимые системы.

Б. РАЗМЕР ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ* Б. 1 Занимается исполнением одного или двух людей. Б. 2 Занимается небольшой рабочей группой. Или занимается продажей среднего размера, или одним аспектом исполнения более крупной единицы. Б.  3 Занимается текущей проблемой.

Может задействовать рабочую единицу среднего размера, несколько продаж или очень крупную продажу.Б. 4 Занимается общим исполнением. Задействует исполнение крупного подразделения большой компании или целиком компании небольшой. Б.

 Устанавливает отношения с крупным подразделением в комплексной обстановке (экономические или демографические изменения, крупные усовершенствования и пр.).

* Хотя эта шкала строго связана с  «размахом»  работы,  важно учесть,  что  слишком  большой  «прыжок»  в  размере  проблемы  может  окончиться  перегрузкой  аналитических  и  концептуальных  возможностей  человека.

Предвидит препятствия и заблаговременно обдумывает следующий шаг.  Использует несколько аналитических методов, чтобы определить решения и взвесить  ценность  каждого.

Из-за огромного объема работ, которые имели место в каждом отделе, в отделах не хватало супервайзеров для управления работой.  (AM A.2, Б.2)

Я по-прежнему занимался большей частью из этого, ибо все, что я слышал, вело к другому аспекту общей проблемы.

У нас были не совсем ясные заказы на закупку, и поэтому проектирование еще не было закончено, и поэтому мы проектировали в тот же день, когда сдавали проект, и поэтому мы тратили так много времени на доработку.

И именно поэтому
наша прибыль оставляет желать лучшего, и поэтомумы не успеваем с отправкой. И поэтомунаши  клиенты  недовольны.  

Я просмотрел лабораторные результаты процесса и заметил, что мы не соблюли спецификации. Я сходил к супервайзеру и сказал ему, что нужно поднять температуру в соответствии со спецификацией. Он ответил: «Если мы будем жить по спецификации, то «перегреемся» и работа остановится.

Повторный старт потребует массу дополнительной работы для операторов, и тогда они не смогут выполнить свои годовые планы».

Я пытался выяснить, была ли проблема только в том, что они не хотели предпринимать лишних усилий, требуемых для того, чтобы сделать продукт верно с первого раза, или они действительно беспокоились, что не смогут достичь ежегодных объемов, если придется выполнять спецификации. Эти размышления привели меня в отдел маркетинга.

Оказалось, что мы потеряли крупного клиента из-за выполнения спецификации продукта. Я сходил к химику, который пояснил, что маркетолог сказал клиенту, что может смешать продукт с другим процентным соотношением воды, чем было установлено в спецификации. Вот к чему это привело: этот клиент столкнулся с определенной проблемой, которая возникла почти сразу..

Куда лучше выполнить спецификацию, чем потом испытать стресс и мучения, через которые мы проходили день за днем, получить снижение производительности отдела… Или эту проблему можно было решить на месте? Мы предложили клиенту использовать охлажденную воду и вентиляторы в течение тех двух месяцев в году, когда возникали проблемы. (AM A. 5, Б2)

Аналитическое мышление у продажников. статья. все тренинги .ру

Вот с чем беда у продажников, так это с аналитическим мышлением! Очень сложно даётся продающим специалистам анализ: своих переговоров, продаж, базы данных и пр.

Глобально это связано с двумя причинами:

  • Специалисты по продажами ориентированы на общение, а не на работу с цифрами.
  • Анализ результатов своей деятельности не очень выгоден, ведь тогда придётся признавать ошибки, свою неэффективность и т.д. Очень часто именно по этой причине они не хотят заполнять те таблицы, которые им присылает отдел маркетинга (ведь тогда не получится тех обвинять в неудачах) или отдел персонала (ведь тогда можно будет поддерживать иллюзию своего профессионализма) или руководитель (ведь тогда тайное станет явным!).

Если же Вам попался специалист с аналитическим мышлением, то радуйтесь! Это Ваш кандидат на руководящую должность! Потому что для того, чтоб успешно управлять продажами, их сначала нужно начать анализировать!

Дополнительный анализ:  Работа: Продуктовый аналитик в Москве — Сентябрь 2021 - 4732 вакансии |

Как правило, продающий специалист с хорошим аналитическим мышлением — эффективен! Он видит свои минусы, плюсы, что ему помогает, что ему мешает и старается на основе этого анализа улучшить свою работу.

Прежде чем мы начнём с Вами прописывать способы проверки кандидата на собеседовании, замечу, что частичное отсутствие аналитического мышления у сотрудника не является поводом его не брать на работу. Вы просто себе сделаете пометку, что это в нем необходимо будет развивать и приучать к этому.

Как же проверить:

  • Какой анализ делают в Вашей компании сотрудники? Возьмите схему, поменяйте в ней цифры (чтоб не разглашать важные данные) и предложите кандидату проанализировать и сделать выводы! Желательно, чтоб это было 2–3 разных анализа, например, информация по продажам конкретного сотрудника, информация по выручке за год в общем, по конкретному товару или услуге. Что увидит и не увидит в таблице сотрудник? На что обратит внимание? Какие выводы сделает и какие рекомендации даст?
  • Спросите его прямо: «Зачем нужно делать анализ продаж и сделок? Какой от этого прок отделу, компании, лично Вам?»
  • Включите какой — либо ролик из продающих фильмов и предложите проанализировать его. Важно, чтоб в нем была сценка общения менеджера по продажам или продавца-консультанта с клиентом. Пусть Ваш претендент расскажет, что было хорошо, что плохо в этом контакте с клиенте, какие выводы можно сделать и что он может рекомендовать. Так же будет хорошо, если Ваш будущий сотрудник назовёт используемые героями техники продаж. Не факт, что он их применяет в работе, но хотя бы знает.
  • Подготовьте пример коммерческого предложения, не обязательно Вашей компании (возьмите какое-нибудь в Интернете или от своих поставщиков). Предложите проанализировать по предыдущему алгоритму.

У работающих сотрудников необходимо развивать аналитическое мышление. Зачем? Да хотя бы ради того, чтоб сотрудники понимали почему именно такие планы по продажам и действия, почему именно такая мотивация. Как? Выберите время и проведите аналитическое совещание (планёрку) с коллегами, сотрудниками отдела продаж.

Возьмите последний период (месяц, квартал или год) и все вместе разберите несколько показателей, например таких как: объёмы продаж по разным ассортиментным группам, регионам, сотрудникам, периодам в рублях и количестве штук; средний чек и минимальный, максимальный; темпы роста и тренды и пр.

Пусть Ваши сотрудники или коллеги сделают выводы с рекомендациями. Только рекомендации обязательно выполните! Возьмите за правило раз в месяц проводить аналитическое совещание, а раз в неделю — аналитическую планёрку.

Каждый сотрудник по итогам месяца должен готовить аналитический отчёт по свои результатам, предоставляя не только цифры, но и приводя аналитические размышления, выводы, конечно же с рекомендациями. Кстати, это не занимает много времени!!! Постоянно анализируйте общение с клиентами.

Для этого можно разработать таблицу (за основу можно взять этапы продаж, последовательность достижения сбытовых целей и ключевые техники продаж [1]), в которой отмечать плюсы и минусы прошедших переговоров.

Плюсы нам помогают отметить то, что хорошо получается и поддерживать это, а минусы помогают увидеть зоны для роста и развития, потенциал. Технологию продаж полезно анализировать всегда — по телефону, при встречах и т.д. Современные технологии позволяют записать и то, и другое! Это очень простые советы, но почему — то их редко делают.

Развивать аналитическое мышление у сотрудников процесс не из лёгких, но важных! Несколько инструментов Вы уже получили. Что ещё?

  • Это нужно делать, постоянно, регулярно! Мелкий анализ (степень выполнения плана на день) — каждый день, подводить итоги — каждый месяц, квартал и конечно же делать годовой анализ. Нравится, не нравится это сотрудникам, делать все равно! В конце концов кто в Вашей фирме руководитель?
  • Привлекайте к анализу самих сотрудников — делать самоанализ с выводами и предложениями, который и предоставлять руководителю с определённой периодичностью.
  • Сделайте схему анализу продаж простой и понятной, но при этом учитывающей все необходимые показатели.
  • Сделайте анализ наглядным! Таблицы, диаграммы, графики и в цвете! Продажникам так будет легче и нагляднее будет виден результат!

Из книги «Найти и взрастить менеджера по продажам, продавца-консультанта».

Тема этой статьи очень злободневная, так как регулярно компании сталкиваются с неэффективностью коммерческих руководителей и руководителей отделов продаж. И возникает вопрос, как понять в отношении нового или действующего, будет ли он эффективен?Как спрогнозировать его результат и возможные проблемы?… Читать дальше Технологии бизнеса, менеджмента так же подвержены развитию и моде. И уже стали привычными технологии и слова из заголовка статьи. О них и их внедрении поговорим.
  • Но сначала немного важной лирики.
  • Что такое развитие в бизнесе, менеджменте?
  • Это поиск и нахождение работающих технологий. И очень часто… Читать дальше
Что побуждает людей, компании обращаться к консультантам, тренерам?
  • Желание достигнуть цели.
  • Отсутствие результата.
  • 1-е и 2-е вместе.

Давайте в этот раз поговорим о 2 пункте — отсутствие результата или об его неустойчивости. В следующий раз, обещаю, расскажу что с этим делать. Но сначала о
главной… Читать дальше

Тема этой статьи очень злободневная, так как регулярно компании сталкиваются с неэффективностью коммерческих руководителей и руководителей отделов продаж. И возникают вопрос, а как понять в отношении нового или действующего — будет ли он эффективен?
Как спрогнозировать его результат, возможные проблемы?… Читать дальше
Елена Геннадьевна Олия(Екатеринбург) «Твердят: «В начале было слово»…А я провозглашаю снова: всё начинается с любви!», — Р. Рождественский.Доброго времени, дорогие читатели! Мы продолжаем разговор о «КПД бизнеса» и сегодня я предлагаю поговорить… о любви.»А какое отношение любовь имеет к бизнесу?», — спросите вы. На мой взгляд —… Читать дальше
Татьяна Аржаева (Новосибирск) Я давно заметила, что многие продающие специалисты посетив порой массу тренингов, прочитав массу книг, так ничего в своей работе и её результате не поменяли. Одной из причин является то, что им сложно применить узнанное. Не позволяют некоторые… Читать дальше
Дмитрий Юрьевич Лукьянов(Краснодар)
  1. Отдельная работа именно с текущими клиентами имеет важное значение, и может увеличить прибыльность компании до 50%.
  2. Для этого необходимо регулярно увеличивать лояльность постоянных клиентов, прислушиваться к их мнению, и с учётом их пожеланий продавать как можно больше.
  3. Отчётность по текущим клиентам… Читать дальше
Дмитрий Михайлович Бабинов(Челябинск) «С ростом бизнеса появляются системные сложности, которые мешают развитию», — руководитель консалтингового центра «Benefit» Дмитрий Бабинов о том, как не попасть в «день сурка», работая на себя.

Дмитрий бабинов, руководитель консалтингового центра benefit

В основном, бизнес выстраивается исходя из личных… Читать дальше

Особенности мышления специалиста-аналитика в области информационно-аналитической деятельности

УДК 378.147.022:001.8

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА-АНАЛИТИК А В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2021 О. И. Шевченко1, О.А. Субботенко2

1канд. пед. наук, сотрудник e-mail: klio80@bk.ru 2соискатель Курского государственного университета, сотрудник e-mail: motylek20@yandex.ru

Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации

В статье представлена классификация видов и типов мышления; описаны структурные элементы мыслительного процесса; приведены качественные показатели мышления; раскрываются понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление» как основные стили мышления, необходимые специалисту-аналитику.

Ключевые слова: типы и виды мышления, мыслительный процесс, качества познавательной деятельности, специалист-аналитик, критическое мышление, аналитическое мышление, информационно-аналитическая деятельность.

Мы созданы, чтобы мыслить.

Г.В. Лейбниц

В современном российском обществе для обеспечения и гарантии стабильной, качественной и успешной деятельности различных организаций? начиная от частных компаний и небольших предприятий до крупных холдингов и органов государственного управления, информационно-аналитическая поддержка является неотъемлемой частью. Для ее осуществления необходим квалифицированный специалист-аналитик, способный адекватно и оперативно отслеживать, обрабатывать и анализировать бесконечные информационные потоки.

Дополнительный анализ:  Как заполнить требование-накладную всеми остатками по счету?

Аналитик – это специалист, занимающийся изучением аналитических исследований и обобщений в определенной сфере деятельности, который в совершенстве владеет методами анализа, способен прогнозировать процессы и разрабатывать перспективные программы развития. Он должен ориентироваться на всестороннее рассмотрение проблемы, ситуации в стране. Ему необходимо воспринимать мир рациональным, логичным и упорядоченным, видеть и устанавливать закономерности. До того как принять решение, аналитику необходимо разработать максимально подробный план, собрать как можно больше достоверной информации, объективных фактов с обязательным привлечением глубоких теоретических знаний, систематизировать их, найти общие характерные особенности, которые определяют тенденцию развития какого-либо процесса. Аналитик должен быть склонным к тщательной, кропотливой и методичной работе при решении проблем.

Он должен обладать аналитическим и критическим мышлением. В психологии мышление определяется как психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Оно представляет собой познание действительности, основанное на использовании ранее приобретенных знаний, опыта [Кошелева, Лукьянчиков, Шевченко 2021].

Процесс мыслительной деятельности представляет собой мыслительные операции (рис. 1): анализа, синтеза, обобщения и т.д. Данные операции могут соединяться в различные вариации, образовывая тем самым основную единицу мышления – понятие.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления [Леонтьев 2003]. Понятия могут быть: единичными и общими, абстрактными и конкретными, теоретическими и эмпирическими.

Основная суть понятий раскрывается в суждениях, которые, как правило, выражаются письменно или устно (в словесной форме), про себя или вслух. Суждение -это основная форма мышления, в процессе которой отрицаются или утверждаются связи между явлениями действительности и предметами или между их свойствами и признаками. Суждения могут образовываться непосредственно (что воспринимается, то и выражается) и опосредствованно (путем рассуждений или умозаключений). Суждения могут быть единичными, частными или общими, а также ложными или истинными.

Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное (от единичного к общему), дедуктивное (от общего к частному) и по аналогии (на основании частичного сходства между явлениями).

Рис. 1. Содержание мышления

Таким образом, понятие, суждение и умозаключение – это основные структурные элементы мыслительного процесса, оперируя и владея которыми специалист-аналитик может развивать свои ментальные способности. Для корректного и эффективного решения интеллектуальных и аналитических задач аналитик должен обладать определенным стилем мышления. Стили мышления представляют собой систему интеллектуальных навыков, техник и стратегий, различных видов мышления и совершаемых мыслительных операций, к которым индивид склонен в силу своих личностных качеств и особенностей.

Анализ работ П.Я. Гальперина, Я. А. Пономарева, В.А. Сластенина, Л.Л. Гуровой, В.В. Давыдова, В.П. Каширина, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.А. Смирнова и др. показал, что классификация типов мышления достаточно условная, так как наиболее типичные виды мышления человека дополняются их производными или индивидуальными формами.

Классификация видов мышления является условной и характеризует их с точки зрения заместителей реальности:

– наглядно-действенное (инструментом замещения является предмет; скрытые причинно-следственные связи обобщаются и отражаются через предмет; решить задачу можно, только выполнив практические действия);

– наглядно-образное (оперирует отдельными образами, процесс протекает свернуто и очень быстро, развернутый анализ отсутствует);

– словесно-логическое (его еще называют понятийным, так как в нем используют в качестве заместителей слова и термины; для понятийного восприятия характерно использование дедукции, движение по вертикали (от общего к частному и наоборот), использование фактически всех возможных мысленных операций (как логических, так и алогичных)) [Иванова 2021].

Классификация второстепенных видов мышления, выделенных по разным основаниям, представлена на рисунке 2.

ч Э

1

По типу решаемых )>.мч

Пи С1р>К|ур11(М’1И и paciMiiy i ис i и ни времени

Пи iiunpai¡.ieiiiioriH

lio HOBiiiiic поручаемых знании

По 1ин> нотации

По времени peai ироняннн

11рсобра зование окружающего мира, подготовка к физическому этапу деятельности (например, построение схемы, плана) .

11ознание правил, теории, включающей в себя научные законы. ^ правила, концепции, гипотезы. при этом отражается суть явлений.

объектов и их взанмодействии .

/’Мыслительная деятельность. развернутая во времени, при которой^ отчетливо выражены отдельные гтапы мысли, tro метолнка способствует полному осо1ианию содержания своих мыслей в налом, a также передает суть каждого лтапа в отдельности

Противоположное аналитическому типу. Око характеризуется вернутостью во времени и отсутствием четко выраженных

.•ется Л этапов/

Все мысли в ланиый момент времени направлены ни А окружающую действительность, на решение задач лишь

опосредованно связанных с личностью человека_J

Все лействия направлены на удовлетворение собственных Л потребностей и решение задач сугубо личного характера J

Преобладает неспособность поставить себя ни чьё-либо мести, таком случае все мысли направлены только на получение собственной выгоды

Воспроизведение информации.усвоенной индивидом ранее. Учитывая лу особенность, говорят о тесной взаимосвязи ланнот о вила мыслительной деятельности с памятью

11одратумеваст усвоение новой информации с последующим ее использованием

3

”Дает возможность построить первичные обобщения на осиованинЧ ранее полученного опыта. Эти процессы являются низшим уровнем но знания и в основе их лежат простейшие абстракции у

Несет в себе ориентацию на ранее установленные правила, воспроизводит последовательность действий, которая всегда ис паль пелся в процессе решения подобных задач_J

Основино на рассужленнн. воспроизводимом в системе мственных заключений логически взаимосвязанных между собойу

Полтин творческою мышления, целью которого является N получение решений для нестандартных заданий__/

Ограниченное время на решение задачи Тесная взаимосвязь восприятия и осмысления информации Информация н среда быстро меняется

Оператор испытывает сильную эмоциональную и волевую нагрузку Оператор соотносит информацию об объекте с ранее накоаленнымн знаниями и создаст „ в мыслях четкий образ управляемого объекта___

Рис. 2. Условная классификация подвидов мышления, выделенных по разным основаниям

Мышление – это когнитивный, свойственный интеллекту процесс, который имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления

проявляются в различных вариациях подвидов и форм, процедур и операций мыслительного процесса.

Индивидуальные особенности мышления специалиста-аналитика можно описать следующими качествами познавательной деятельности, представленными на рисунке 3.

Дополнительный анализ:  Купите Технический индикатор 'Analyst 2015' для MetaTrader 5 в магазине MetaTrader Market

Самостоятельность мышления

умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей

Инициативность

постоянное стремление

самому искать и находить пути и средства разрешения задачи

Глубина

способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности

Быстрота

скорость решения задач,

легкость в воспроизведении идей

Широта

способность видеть

проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями

Оригинальность

способность производить новые идеи, отличные от общепринятых

Пытливость

потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем

Критичность

объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения

Специалист-аналитик

Рис. 3. Качества познавательной деятельности, характерные для специалиста-аналитика

С практической точки зрения процесс мышления специалиста-аналитика можно представить в виде следующих этапов (рис. 4). При этом каждый выполненный этап подвергается сознательной оценке проделанных действий (так называемое проявление «критичности», способности мыслить критически).

Е.И. Федотовская отмечает: «Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений» [Федотовская 2003].

I_________________]

Рис. 4. Этапы процесса мышления специалиста-аналитика

Доктор филологических наук, доцент М.В. Лебедев в научном труде «Навыки критического мышления в принятии решений» дает следующее определение: «критическое мышление есть тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности с которой мы это решение принимаем» [ТонусМозга.ру 2021].

Критическое мышление – это мышление, развивающееся на основе тщательной оценки как фактов, так и предложений. Путем использования обоснованных логических

процессов и анализа всех умственных факторов оно приводит к наиболее объективным выводам.

Таким образом, критическое мышление – это использование когнитивных, познавательных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата [Халперн 2000]. Если же рассматривать другие определения, то они указывают на следующие дополнительные особенности, характерные для критического мышления:

– выстраивание логических умозаключений;

– разработка логических моделей, согласованных между собой;

– принятие обоснованных решений, касающихся того, чтобы отклонить суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение.

Сознательная оценка совершаемых специалистом действий (хода рассуждений и мыслительного процесса, приведших к нашим выводам) отличает критическое мышление специалиста-аналитика от других видов.

Человек, обладающий таким складом ума, волен осознавать суть своих действий и мыслей. Кроме того, он способен подразделять свой разговор на этапы и легко справляться с четкой передачей информации третьему лицу.

Идеальное критическое мышление специалиста-аналитика в области информационно-аналитической деятельности обычно связано с его хорошей осведомленностью, любознательностью, причиной доверия и непредубежденностью, справедливостью и гибкостью в оценке, честностью в столкновении с личными предубеждениями, желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы, благоразумием в суждениях, тщательностью в поиске нужной информации, разумностью в выборе критериев, постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники [Коханова 2021].

Аналитическое мышление подразумевает способность человека к применению логики при анализе информации и принятии решений.

Специалисту-аналитику должны быть присущи такие личностные качества, как настойчивость, коммуникабельность, способность разделять общее и частное, а также выделять более важные детали и игнорировать несущественные, умение формулировать корректные, непротиворечащие друг другу требования. Важна интуиция, способность к прогнозированию и видению перспектив развития анализируемых процессов.

Аналитик должен обладать следующими навыками:

– быстро разбираться в сути решаемой задачи (понимать и определять приоритет требований, выделять подзадачи и выбирать пути их достижения);

– логически мыслить, обобщать, анализировать, критически осмысливать, систематизировать и прогнозировать;

– владеть основными способами, методами и средствами получения, поиска, обработки информации, хранения, отбора и анализа фактов;

– определять степень достоверности информации и её полезность при решении поставленной задачи;

– пользоваться современными информационными технологиями (саБе-технологии, статистический, интеллектуальный анализы, имитационное моделирование, экспертные системы, системы поддержки принятия решений) и работать с соответствующим программным обеспечением;

– выявлять тенденции развития процессов и явлений социально-экономической и общественно-политической ситуаций современного общества и владеть методиками их оценки и прогнозирования;

– определять и находить закономерности явлений и процессов, создавать и применять математические модели объектов, выбирать метод их исследования и разрабатывать алгоритм их реализации;

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 1 (37)

– разрабатывать варианты решений поставленной задачи, составлять отчеты и обзоры, выдавать рекомендации по вариантам практического применения полученных результатов;

– исполнять коллективную работу, обладать деловой коммуникацией;

– соблюдать дисциплину в отношении ведения и исполнения документов, а также следовать принятой методологии и нотациям;

– логически верно, убедительно, аргументированно и ясно выстраивать письменную и устную речь.

Таким образом, специалист в области информационно-аналитической деятельности должен иметь высокий уровень сформированности рационального, логического и критического мышления, быть способным к множественной трансляции знаний, обладать системой деятельностно-важных качеств и навыков, обеспечивающих эффективность его работы.

Библиографический список

Иванова О. Основные виды мышления [Электронный ресурс]. URL: http://www.syl.ru/article/80066/osnovnyie-vidyi-myishleniya, свободный (дата обращения: 14/11/2021)

Коханова Е. Понятие Критическое мышление. [Электронный ресурс]. URL: http://o-ch.ru/reviews/critiacal, свободный (дата обращения: 14/11/2021).

Кошелева А. О., Лукьянчиков Э.Е., Шевченко О.И. Формирование профессионального интереса будущих специалистов к исследовательской деятельности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 13. С. 114-118.

Леонтьев А.Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вестник Моск. унта. Сер. 14. Психология. 2003. № 2. С. 5-18.

ТонусМозга.ру – Все о мозговой активности и развитии интеллекта. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tonusmozga.ru, свободный (дата обращения: 14/11/2021)

Федотовская Е.И. Развитие критического мышления как задача высшей школы // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков: сб. материалов науч.-практич. конф. вузов. М., 2003. С. 282-291.

Халперн Д., Нафтульев А. Психология критического мышления. СПб.: Питер. 2000. 512 с. (Мастера психологии)

Оцените статью
Аналитик-эксперт
Добавить комментарий

Adblock
detector